Несмотря на то, что количество проверок в России снижается, контроль за компаниями, как плановый, так и внеплановый, остается. Мероприятия контроля – почти всегда стресс для представителей предприятия. Нужно ли говорить о том, что коммерсанты хотят заранее быть готовыми к ревизиям? Для оценки такой вероятности можно использовать как базовые критерии – они поименованы в законодательстве, так и изменяемые – их публикуют ведомства.
Теперь, когда мы разобрались с самой сутью разного рода контрольных мероприятий, можно вернуться к основной теме статьи.
Показатели нагрузки
Итак, для точного определения необходимости проведения налоговой проверки ревизоры используют показатели налоговой нагрузки и рентабельности.
Напомним, что при планировании выездных проверок контролеры применяют 12 критериев. Все они приведены в приказе ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Налогоплательщик, соответствующий критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. Некоторые критерии имеют числовые показатели, которые обновляются ежегодно. В частности, к ним относятся налоговая нагрузка (критерий № 1) и уровень рентабельности бизнеса (критерий № 11).
Ревизоры не держат в секрете показатели, которые используются ими для принятия решения о начале проверки. Поэтому компании могут самостоятельно оценить риски своей встречи с контролерами.
Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Нагрузка рассчитывается по формуле:
сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности | ÷ | оборот организаций (по данным Росстата) | × | 100 % |
Исходя из формулы расчета налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (М.: ИНФРА-М, 2011) придает два значения, определяя его как степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т. е. как относительную величину, и обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т. е. как абсолютную величину.
Первое из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа; оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России.
Таким образом, нагрузка – это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта. Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:
- для государства в целом или по его регионам,
- по отраслям хозяйства страны или регионов,
- по группе сходных предприятий,
- по отдельным хозяйствующим субъектам,
- на конкретного человека.
В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой могут являться, например, выручка (с НДС или без него), доходы, источник уплаты налога (прибыль или затраты), вновь созданная стоимость, ожидаемый доход или планируемая прибыль.
Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в базе по этому налогу. В письмах ФНС от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12722 и от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.
Расчет рентабельности
Из огромного количества видов рентабельности компаний или, иными словами, эффективности их работы, налоговиков интересуют два вида:
- рентабельность продажи товаров,
- рентабельность использования активов.
Отметим, что «продажа товаров» – не более чем фигура речи. Под товарами налоговики понимают и услуги, и работы, и даже аренду.
Формула рентабельности любого из видов – всегда соотношение. При расчете рентабельности двух указанных видов налоговики используют:
- в знаменателе – финансовый результат;
- в числителе – данные бухучета, отражающие себестоимость продаж или стоимость активов соответственно.
Однако необходимо ориентироваться не на средние показатели, а на вид деятельности (ОКВЭД 2), который указан в балансе.
Изменения значений
Последнее обновление показателей налоговой нагрузки и рентабельности было опубликовано на сайтах Минфина и ФНС России. Теперь ориентиром для планирования налоговых проверок будут значения 2019 года. Порядок разработки и утверждения контрольных мероприятий закреплен в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@.
Заметим, что по сравнению с показателями 2018 года по некоторым отраслям значения показателей выросли.
Например, по отрасли строительства рентабельность изменилась с 6,1 до 7 %. А по деятельности в сфере здравоохранения значение налоговой нагрузки увеличилось с 6,4 до 6,7 %. В некоторых видах предпринимательства показатели, наоборот, уменьшились. Так, в сфере производства одежды значение рентабельности в 2019 году составило 7,8 %, тогда как в 2018 этот же показатель был равен 9,2%.
Соблюдение правил
Стоит отметить, что «подстраивать» бизнес под данные коэффициенты – не лучшая тактика. Все-таки предпринимательская деятельность ведется для получения прибыли, а не налоговой экономии. Любая махинация с показателями может обернуться большими проблемами для бизнеса.
Так что рентабельность и нагрузку, конечно, нужно контролировать, но лишь в целях понимания финансового состояния компании и оценки приближения сроков проведения налоговых проверок.
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД2) | 2019 год | |
---|---|---|
Налоговая нагрузка, % | Справочно: фискальная нагрузка по СВ, % | |
Показатель рассчитан как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100 % | ||
ВСЕГО | 11,2 | 3,5 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего | 4,5 | 5,2 |
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях | 3,4 | 4,8 |
лесоводство и лесозаготовки | 8,7 | 7,6 |
рыболовство, рыбоводство | 10,1 | 6,0 |
Добыча полезных ископаемых – всего | 41,4 | 1,7 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых – всего | 50,9 | 1,1 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 11,4 | 3,6 |
Обрабатывающие производства – всего | 7,6 | 2,1 |
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий | 20,9 | 2,1 |
производство текстильных изделий, одежды | 8,0 | 4,3 |
производство кожи и изделий из кожи | 10,0 | 5,3 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения | 1,6 | 3,6 |
производство бумаги и бумажных изделий | 4,8 | 1,9 |
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации | 8,9 | 3,8 |
производство кокса и нефтепродуктов | 4,2 | 0,2 |
производство химических веществ и химических продуктов | 3,0 | 2,3 |
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях | 6,9 | 3,1 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 6,9 | 2,8 |
производство прочей неметаллической минеральной продукции | 9,3 | 3,4 |
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 4,0 | 2,1 |
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки | 9,9 | 4,4 |
производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 11,7 | 5,1 |
производство электрического оборудования | 7,5 | 3,3 |
производство прочих транспортных средств и оборудования | 6,5 | 4,7 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 5,8 | 1,5 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – всего | 7,1 | 2,4 |
производство, передача и распределение электроэнергии | 8,3 | 2,1 |
производство и распределение газообразного топлива | 1,3 | 1,7 |
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха | 7,1 | 4,6 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений – всего | 9,9 | 5,1 |
Строительство | 11,9 | 4,7 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – всего | 2,8 | 1,1 |
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт | 2,9 | 1,0 |
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 2,5 | 0,8 |
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 3,7 | 2,1 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – всего | 10,5 | 6,2 |
Транспортировка и хранение – всего | 6,4 | 4,6 |
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки | 7,3 | 6,6 |
деятельность трубопроводного транспорта | 6,1 | 2,2 |
деятельность водного транспорта | 8,3 | 4,2 |
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность | 15,9 | 11,6 |
Деятельность в области информации и связи – всего | 17,2 | 5,5 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 25,0 | 6,0 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 17,9 | 10,0 |