Аудит бухучета за 2015 год: исполнители и порядок проведения

В законах не установлены конкретные сроки проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. В связи с годовым циклом отчетности логично проводить проверку после окончания года, до утверждения баланса и других форм собственниками компании на очередном ежегодном собрании участников (акционеров). ООО проводят такое мероприятие в марте-апреле года, следующего за истекшим отчетным периодом. АО собирают акционеров с марта по июнь (п. 1 ст. 47 Закона от 26.12.2014 № 208-ФЗ).

Сдача бухгалтерской отчетности в ИФНС и статистическое отделение должна быть произведена не позже чем через три месяца после окончания года, то есть за 2015 год до 31 марта 2016 года включительно (подп. 5. п. 1 ст. 23 НК, ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Отчетность может быть представлена без утверждения собственниками организации, главное – успеть к сроку.

В каких случаях необходим аудит и кто осуществляет его?

Обязательный аудит проводят акционерные общества – как публичные, так и непубличные, а также страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и кредитные организации.

Аудит обязателен, если фирма публикует консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда). То же самое касается компаний с объемом выручки за предыдущий отчетный год свыше 400 млн рублей. Обязательно проводить аудит и организациям, у которых сумма активов баланса на конец предыдущего отчетного года превышает 60 млн рублей.

В статье 5 части 1 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ содержится полный перечень случаев обязательного аудита. Стоит также ознакомиться со сводной таблицей Минфина России (доступна на официальном сайте ведомства) с полным списком случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год. В таблице указаны вид проверяемой отчетности и возможные аудиторы.

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

В определённых ситуациях обязательный аудит возможен только у аудиторской компании. Такой подход применим к организациям, ценные бумаги которых торгуются на организованных торгах и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Аналогичное правило действует для банков, страховых компаний, государственных корпораций и фирм с долей госсобственности не менее 25 процентов. Оно установлено частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

При выборе аудитора удостоверьтесь, что он входит в саморегулируемую организацию аудиторов. Для этого попросите у претендента документы о членстве в СРО. Рекомендуется также посетить сайт Министерства финансов России – сведения о наличии аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в СРО размещены в разделе «Аудиторская деятельность».

Аудитор должен быть независимым от компании, которую проверяет. Например, если аудитор занимался восстановлением учета, проверять отчетность ему запрещено. Подробный перечень ограничений при проведении аудита указан в части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательной проверке, публикуется, то вместе с ней необходимо опубликовать и аудиторское заключение. Это правило установлено частью 10 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Принципы аудита и составления заключения

Базовые принципы аудита прописаны в Правилах (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696), а также в стандартах ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010 (приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н). Данные документы являются обязательными для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). При проверке отчетности аудиторы используют рекомендации Минфина России.

Аудиторское заключение — официальный документ, содержащий подробное описание результатов проверки. Заключение направлено на пользователей бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Аудитор в заключении выносит оценку правдоподобности показателей отчётности, выражая мнение о её достоверности в немодифицированной или модифицированной форме (п. 14 ФСАД 1/2010).

В случае признания аудитором отчетности достоверной, то есть содержащей верную информацию о финансовом положении компании в балансе, отчёте о финансовых результатах и др., аудитор выносит без изменений заключение.

Аудитор излагает измененное мнение, если по результатам проведенной проверки установлено наличие существенных искажений в бухгалтерской отчетности. Подобный результат наступает также в случае, когда аудитору не удается получить достаточных доказательств отсутствия существенных искажений в рассматриваемой бухгалтерской отчетности в целом.

Усовершенствованное мнение разделили на три категории, которые можно расположить по степени строгости.

Вариант № 1. Мнение с оговоркой

Такое мнение будет вынесено при наличии достаточных доказательств, подтверждающих существенное влияние искажений, изучаемых как по отдельности, так и в комплексе. Это не касается большинства важных компонентов отчета.

Аудитор высказает своё мнение с оговоркой, если ему не удастся получить достаточные аудиторские доказательства для формирования мнения. В этом случае аудитор может предположить, что влияние необнаруженных искажений существенно, но не затрагивает большинство важных элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Вариант № 2. Отказ от выражения мнения

Аудитор не может высказать мнение, если ему недостаточно доказательств для его обоснования. Аудитор полагает, что незамеченные искажения оказывают существенное влияние и затрагивают большую часть важных показателей в отчётности.

Вариант № 3. Отрицательное мнение

Аудитор вынесет отрицательное заключение, если соберёт достаточно сведений о том, что найденные неточности серьёзно влияют на положение бухгалтерского (финансового) отчёта и большую часть его важных частей.

Все это предусмотрено пунктами 1, 13, 15, 16 ФСАД 1/2010.

Аудит может выявлять ошибки и нарушения законодательства.
Прежде чем составить аудиторское заключение, проверяющие должны сообщить руководству организации об этом. Причины нарушений ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности аудиторы описывают в документе произвольной формы (например, в форме отчета). После изучения документа сотрудники проверяемой организации исправляют ошибки. Если компания отказывается устранять нарушения, аудиторы не смогут выразить в заключении независимое мнение.

Куда сдавать аудиторское заключение

Юридические лица, подлежащие обязательной аудиторской проверке, должны предоставить заключение аудитора одновременно с бухгалтерской отчетностью в территориальный орган Росстата. Это можно сделать двумя способами: вместе с документами бухгалтерского учета или отдельно, но не позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения. Законодатели установили самый крайний срок предоставления заключения аудитора – не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Таковы требования части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Обратите внимание: неисполнение обязанности по сдаче аудиторского заключения в Росстат, равно как и его несвоевременная сдача, влечёт административную ответственность по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Руководителя компании как должностное лицо оштрафуют на сумму от 300 до 500 рублей, а организацию – на сумму от 3000 до 5000 рублей. Об этом предупреждает Росстат в письме от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ.

Аудиторское заключение подавать в налоговую инспекцию не требуется, поскольку это не входит в состав бухгалтерской отчетности, которую необходимо предоставлять инспекции (письма Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 № 13-11/030545).

Возможен ли добровольный аудит

В дополнение к обязательному существует добровольный аудит. Его осуществляют по решению собственников или руководства организации. Проверка может быть проведена, например, при необходимости информации об учете при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.

Может ли участник организации инициировать проведение аудиторской проверки?

Орган управления общества с ограниченной ответственностью определяет порядок проведения аудита, выбирает аудитора и устанавливает размер оплаты его услуг. Вправе инициировать проверку отдельный участник при готовности оплачивать услуги по своему счету без решения общего собрания.

В обществах с ограниченной ответственностью общее собрание участников избирает аудитора, а совет директоров или наблюдательный совет определяет размер оплаты. Акционер может потребовать проведения проверки при владения от десяти процентов голосующих акций (п. 2 ст. 86, п. 3 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Как учесть расходы на аудит

Расходы организации на внешний аудит включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Расходы на внешний аудит учитываются в отчётном периоде, когда были понесены, то есть в день подписания акта об оказании услуг, вне зависимости от оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

Исключение составляют малые предприятия, ведящие бухгалтерский учет кассовым методом: в этом случае выручка и все расходы, включая аудиторские услуги, признаются по мере оплаты.

Проводки такие:

ДЕБЕТ 26 (44)   КРЕДИТ 60 (76)
– отражены расходы на аудиторские услуги.

При поступлении товаров (услуг) аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), являющейся налогоплательщиком по НДС, в бухучёт учитывается входной НДС соответствующей записью.

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60 (76)
– учтен предъявленный НДС.

В случае возмещения расходов на аудит организацией своему учредителю отразите операции на отдельном субсчете счета 75 (например, 75-3 «Расчеты с учредителями по прочим операциям»). В зависимости от источника финансирования произведите следующую проводку.

ДЕБЕТ 84 (26, 44)   КРЕДИТ 75-3
Зафиксированы затраты на возмещение учредителю расходов по оплате услуг аудитора, вынесенных из остатка нераспределенной прибыли предыдущих периодов (в рамках обычной деятельности).

Расходы на аудиторские услуги при определении налога на прибыль включаются в категорию прочих расходов (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это относится как к обязательным, так и к добровольным аудитам.

При применении кассового метода к составу расходов затраты на аудит включаются только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы на аудит относятся к косвенным расходам в налоговом учете. При использовании метода начисления затраты на аудиторские услуги следует включить в состав расходов в один из следующих дней:

  • В указанный договором день платежа за услуги аудита.
  • За последний день отчётного (налогового) года.
  • К моменту представления документа о предоставлении услуг.

В подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ об этом указано.

Предприятия на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» могут включать расходы на аудит по общим правилам. Это значит, что услуги должны быть предоставлены и оплачены (подп. 15 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Налоговый консультант Тамара Петрухина

Раздел: ИП