
Индивидуальные предприниматели могут получать профессиональные налоговые вычеты на связанные с деятельностью расходы при наличии подтверждающих документов.
Списание стоимости основных средств у предпринимателя.
Вычеты по профессии – это расходы предпринимателя, которые снижают доход согласно пункту 1 статьи 221 Налогового кодекса.
Индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в размере фактических и документально подтверждённых расходов, направленных на получение доходов.
Без документов о расходах вычет предоставляется в размере двадцати процентов дохода ИП с предпринимательской деятельности.
Индивидуальный предприниматель устанавливает состав затрат, подлежащих вычету, согласно правилам главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса.
Начисленную амортизацию относят к затратам на производство и продажу согласно пункту 3 пункта 2 статьи 253 Налогового кодекса.
Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства финансов России и Федеральной налоговой службы от 13 августа 2002 года № 86н/БГ-3-04/430.
Данный порядок указывает, чтобы индивидуальные предприниматели включали начисленную амортизацию в расходы.
Требования к включению затрат на амортизацию ИП в расходы по деятельности.
Расходы на амортизацию рассчитываются по величине сумм, начисленных за налоговый период.
Амортизация начисляется только по имуществу, которое:
- Собственником является индивидуальный предприниматель.
- приобретено за плату;
- Используется для ведения предпринимательского дела.
Если индивидуальный предприниматель не может документально подтвердить расходы по покупке или изготовлению имущества, это имущество исключается из состава амортизируемого (п. 2 п. 32 Порядка).
Для подтверждения расходов индивидуальным предпринимателям нужны именно платежные документы. Министерство финансов считает, что договора купли-продажи или результатов оценки, выполненных на дату приобретения основного средства, не достаточно (письмо Минфина России от 26.05.2015 № 03-11-06/3/30169).
Налоговая служба допускает начисление амортизационных отчислений по имуществу, применяемому в предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей, купленному до государственной регистрации в этом статусе.
Приобретение имущества до начала предпринимательства не играет роли.
Амортизационные отчисления по основным средствам начисляются с первого числа месяца, который следует за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
На это обращала внимание ФНС в письмах от 25.07.2013 № ЕД-4-3/13609@, от 19.07.2013 № ЕД-4-3/13091@.
Отсутствие учета амортизации в профессиональном вычете не мешает вычету по налогу на добавленную стоимость.
Отсутствие учета амортизационных начислений в составе профессионального вычета индивидуальным предпринимателем не лишает его права на вычет по НДС по купленному имуществу.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 апреля 2018 года № Ф03-1133/2018 принято данное решение.
Инспекция по налогам и сборам считает, что предприниматель не имел права на вычет НДС при покупке автомобиля из-за последующего безвозмездного использования им другим лицом и отсутствия включения амортизационных начислений в состав профессиональных расходов.
Но суд признал эту позицию ИФНС неправомерной.
Вычет по НДС не зависит от того, получает ли лицо выручку от эксплуатации приобретённого имущества.
Суд установил, что предприниматель имел право на вычет НДС, так как факт реальности сделки подтверждён документами, в том числе счётом-фактурой и другими документами.
Неприменение налоговых льгот для индивидуальных предпринимателей при расчете налога на доходы физических лиц не мешало применению вычета по налогу на добавленную стоимость.