Что такое маркировка?
Маркировка – специальное обозначение штрих-кодом, которое наносят на товар. Его еще называют контрольно-идентификационным знаком (КИЗ). Такой маркировке позволяет отследить судьбу товара с момента производства до передачи конечным покупателю, обычно в розницу.
Чиновники утверждают, что маркировка необходима для противодействия продаже некачественных товаров и повышения прозрачности рынка.
Какие товары нужно маркировать?
Ввод требований к обязательной маркировке происходит постепенно. Сначала Правительство утверждает постановлениями эксперимент о маркировке определенного вида продукции. На этом этапе ещё нет необходимости ставить на товаре специальные штрих-коды, за отсутствие таковых ответственности не наступает. После завершения эксперимента маркировка данного товара становится обязательной.
Кто обязан заниматься маркировкой?
В отношении маркировки ошибочно считать, что ответственность возлагается только на производителей. Продавцы и другие участники рынка также могут быть обязаны заниматься маркировкой продукции.
Цепочка этих субъектов выглядит так:
- Производители или импортеры товара вводят его в оборот, поэтому для их действуют требования о маркировке постоянно.
Первоначальная регистрация товара в общей электронной маркировочной системе — их прямая обязанность. - Производители при передаче товара поставщикам обязаны сообщать им и его маркировочные символы для сохранения «биографии» реализуемой продукции. Поставщики должны следить за наличием у товаров, требующих обязательной маркировки, соответствующих символов. Принятие товара без таковых со стороны поставщика является нарушением с определенной ответственностью.
- Розничные продавцы обязаны соблюдать требования закона о маркировке. Продавцу запрещено принимать немаркированный товар (если для него введена обязательная маркировка). Также продавец обязан передать в общую систему данные о товаре: дату поступления, срок годности и другие сведения. После продажи товара конечному покупателю, использующему его самостоятельно, без дальнейшей реализации другим лицам, продавец должен вывести товар из системы.
Следует учесть, что при необходимости внесения товара в систему некоторые действия могут быть необходимы каждому из перечисленных субъектов. Например, если требование о маркировке появилось во время нахождения товара у продавца, регистрация этого товара проводится именно им.
Ответственность за нарушение требований о маркировке
В зависимости от тяжести совершенного проступка возможна административная или уголовная ответственность для нарушителя.
Согласно статье 15.12 КоАП РФ участники торговли несут ответственность за производство, ввоз в оборот и реализацию продукции без маркировки. Налагается штраф от пяти тысяч до десяти тысяч рублей на должностных лиц или от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Товар подлежит изъятию.
За реализацию алкоголя и табака без маркировки предусмотрены штрафы, которые выше по сравнению с другими нарушениями. Если масштабы незаконной реализации превысят сумму в 1 500 000 рублей, возбудят уголовное дело (ст. 171.1 УК РФ). В этом случае нарушителей могут лишить свободы на срок до шести лет.