
Противоречия между работодателями и Соцфондом РФ по поводу сумм, подлежащих обложению взносами на травматизм, сохраняются.
Судебный спор возник из-за компенсации работникам износа личных автомобилей, применявшихся в трудовой деятельности. В статье представлен результат судебного разбирательства и его обоснование.
Суть спора
Работники компании регулярно получали компенсацию за использование личных автомобилей в работе. Размер выплаты был одинаковым для всех сотрудников и не менялся в зависимости от марки авто, его технического состояния или возраста.
Специалисты Социального фонда проверили деятельность работодателя и доначислили ему страховые взносы на травматизм, а также назначили штраф. В решении специалисты Фонда указали, что нет подтверждений того, что выплаты работодателем были компенсацией за износ автотранспортных средств. При использовании машин не оформлялись путевые листы, работники не представляли чеки с АЗС. Соцфонд посчитал спорную компенсацию скрытой формой оплаты труда и решил, что с нее нужно было платить взносы на травматизм.
Что решил суд
Суды не согласились с чиновниками из Соцфонда. Последние сослались на то, что выплаченные работникам суммы не были предусмотрены системой оплаты труда, установленной в компании. Основанием для перечисления денежных средств служили дополнительные соглашения к трудовым договорам, а также заявления о компенсации и приказы руководства.
Суды в своих решениях отметили, что эти выплаты не зависели от объема, квалификации, качества и сложности выполняемой работы, а также её условий, чего недостаточно для их признания частью заработной платы.
Суды применили доклады сотрудников о обработке запросов клиентов как доказательство использования автомобилей в работе.
В судебных решениях указывают: равные всем сумм компенсаций не служит признаком того, что выплаты были видом неявной оплаты труда.
Выводы
Из компенсации за износ автотранспорта, используемого в работе, отчисления на травматизм не производятся. Однако стоит учесть, что СФР может проявлять интерес к таким выплатам и требовать подтверждения того, что работники действительно получали компенсацию за износ своих автомобилей. Чтобы без затруднений доказать чиновникам, что выплаты не являлись частью зарплат сотрудников, необходимо вести соответствующую документацию, фиксирующую факт использования машин в работе. Такой документацией могут быть отчеты работников, путевые листы, дополнительные соглашения к трудовым договорам и подобные документы.
Источник – постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2025 года по делу № А82-13492/2024.