Реформа ПФР, ФСС и ФОМС: что ждет бизнес?

Автор:

В середине февраля газета «Известия» сообщила, что назначение Андрея Кигима на пост председателя правления Пенсионного фонда России связано с вероятной реформой внебюджетных фондов, а именно со слиянием ПФР и ФСС (а возможно, и ФОМС) в одно.

Газетные источники сообщают о хороших практических результатах Фонда социального страхования в цифровизации внутренних процессов и работы с плательщиками за последние годы. Эти показатели стали важным фактором при назначении нового руководителя ПФР. В России обсуждают вероятную реформу фондов уже несколько лет.

Будущие изменения

Оксана Васильева, доктор юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, рассказывает.

Обсуждение подобных слияний началось ещё в начале 2018 года. Объединение ПФР и ФСС произойдет практически наверняка. Слияние нового фонда с ФОМС также возможно, но скорее всего его перенесут на более поздний срок.

Целью реформы является выявление эффективности новой структуры в работе.

Объединение двух фондов предоставит возможность проверить работу единой цифровой системы.

Оксана Васильева говорит:

Слияние ФСС и ПФР, по моему мнению, ожидается не ранее середины следующего года, а объединенного фонда с ФОМС – не раньше середины 2023 года. Такой масштабный государственный процесс потребует множества изменений и нововведений: проработки и внесения корректировок в нормативную базу, решения кадровых вопросов, организации качественного документооборота (как бумажного, так и электронного) и информирования населения.

Сергей Зайнуллин, кандидат экономических наук, доцент кафедры Национальной экономики РУДН, генеральный директор консалтинговой компании «Астахов, Хорошев, Зайнуллин и партнеры», считает возможной реформу.

Сергей Зайнуллин говорит:

Объединение внебюджетных фондов – верное решение. Предприниматели и организации испытывают дополнительные трудности с отчетностью, которая дублирует друг друга. Оправданность такой отчетности сомнительна, ведь налоговые органы уже выполняют функцию сбора средств. Министерство труда и соцзащиты России и существующие органы соцзащиты регионального и местного уровней вполне способны справляться с задачами по начислению пенсий и социальных выплат. Реформа возможна за три месяца при наличии политической воли для передачи баз данных и документации в органы соцзащиты и соблюдения трудового законодательства сотрудников Фондов. В российских условиях реализация реформы за шесть месяцев вполне вероятна.

Оформите подписку на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на первый квартал 2021 года! Скачать счет на подписку

Сильные и слабые стороны

Объединение приносит государству выгоду в виде сокращения расходов.

Оксана Васильева объясняет:

Все три фонда испытывают дефицит и получают финансирование напрямую из Фонда национального благосостояния. Пенсионный фонд России имеет наибольший недостаток – почти полтриллиона рублей. В сложившихся обстоятельствах бюджетного дефицита и быстрого старения поколений, рождающихся в 1970-х годах, пандемии и ее последствий главная задача государства – уменьшение расходов. Для этого сократят административные издержки: снимут количество сотрудников, ликвидируют отдельные филиалы и так далее.

Сергей Зайнуллин комментирует:

Недостаток средств для финансирования внебюджетных фондов значителен. Расходы Пенсионного фонда на выплату пенсий в 2021 году составили 8,3 триллиона рублей, а административные расходы – 124 миллиарда рублей. Повышение пенсионного возраста и периодические реформы в этой области с постоянно меняющимися правилами начисления пенсий свидетельствуют о неэффективности концепции отделения пенсий и соцрасходов от бюджета и создания отдельных внебюджетных фондов.

Специалисты считают, что цифровизация фондов достигла уровня 70%-80%, что можно назвать хорошим результатом. Но возможная реформа замедлит этот процесс из-за слияния технологических процессов, переноса данных и унификации информации, хранящейся в ведомствах. Объединение фондов потребует больших инженерно-технических усилий, которые станут приоритетными. Ведь скорость и качество обработки данных оказывают существенное влияние на качество государственных услуг.

Интересы бизнеса

Возможно ли сегодня проанализировать преимущества и недостатки слияния фондов для организаций? Самым важным вопросом является стандартизация обмена информацией.

Виктор Миронов, руководитель Консультационной группы «ТИМ», заявляет:

В 2017 году управление страховыми обязательными платежами вернулось к налоговым инспекторам, а отчетность компании продолжают предоставлять в фонды, что может создавать трудности. Например, электронный документооборот нужно настраивать как с Налоговой службой, так и с Пенсионным фондом, что, разумеется, неудобно.

Оксана Васильева уточняет:

Получение услуг централизованных фондов станет доступнее. Но во время слияния могут возникнуть риски для бизнеса: потеря и искажение части информации неизбежны. Это может негативно сказаться как на предпринимателях, так и на обычных гражданах.

Объединение может привести к реформам в других областях сотрудничества предпринимателей с фондами, но сейчас делать какие-либо выводы преждевременно.