В России вновь обсуждаются планы по объединению ПФР, ФСС и ФОМС в одно ведомство. Как быстро может произойти слияние, с какими временными сложностями при создании нового фонда могут столкнуться предприятия и какие выгоды сулит бизнесу «фондовая реформа»? Журнал «Расчет» попросил экспертов высказать свое мнение относительно создания одного фонда.
В середине февраля газета «Известия» со ссылкой на собственные источники сообщила, что назначение на пост председателя правления Пенсионного фонда России Андрея Кигима, который ранее занимал должность главы Фонда социального страхования, связано с вероятной реформой внебюджетных фондов, а именно со слиянием двух ведомств, ПФР и ФСС (а возможно, и трех вместе с ФОМС), в одно.
Отмечается, что Фонд социального страхования за последние годы показал хорошие практические результаты в цифровизации собственных процессов и работы с плательщиками, указывают источники газеты. Именно эти показатели стали краеугольными при назначении нового главы ПФР. Отметим, что обсуждение вопроса о вероятной реформе фондов ведется в России уже несколько лет.
Будущие изменения
Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, объясняет:
Говорить о таких слияниях начали достаточно давно, с начала 2018 года. Думаю, объединение ПФР и ФСС произойдет практически со стопроцентной вероятностью. Возможность слияния нового фонда с ФОМС также весьма высока, но, скорее всего, это присоединение будет отложено на вторую очередь.
Первоначальная цель будущей реформы – проверить, как новая структура может работать.
При этом такой порядок слияний – сначала только ПФР и ФСС, а уже затем ФОСМ – позволит исправить те неизбежные ошибки в организационных вопросах, которые наверняка возникнут. Тем самым риски получателей услуг фондов будут заметно сокращены.
Дополнительно при объединении двух фондов можно протестировать единую цифровую систему.
Оксана Васильева говорит:
По моему мнению, ожидать слияния ФСС и ПФР следует не раньше середины следующего года, второго – объединенного фонда с ФОМС – не раньше середины 2023 года. Для столь масштабного государственного процесса потребуются множественные изменения и нововведения. Нужно проработать и внести соответствующие изменения в нормативную базу, регулирующую работу фондов, решить кадровые вопросы, обеспечить качественный документооборот – как бумажный, так и электронный, провести информирование населения. Именно эти задачи и будут решаться в указанные сроки.
С тем, что возможная реформа состоится, согласен и Сергей Зайнуллин, кандидат экономических наук, доцент кафедры Национальной экономики РУДН, генеральный директор консалтинговой компании «Астахов, Хорошев, Зайнуллин и партнеры».
Сергей Зайнуллин говорит:
Мера по объединению внебюджетных фондов верная. Фактически они возлагают на предпринимателей и организации дополнительную дублирующую друг друга отчетность, увеличивая трудозатраты бизнеса. Оправданность этой отчетности далеко не очевидна, ведь функцию по сбору средств осуществляют налоговые органы, а с задачами по начислению пенсий, социальных выплат вполне могут справляться Министерство труда и соцзащиты России и уже существующие органы соцзащиты на региональном и местном уровнях. Сроки проведения реформы зависят от политической воли, при наличии которой для передачи баз данных и документации в органы соцзащиты и соблюдения трудового законодательства в отношении сотрудников Фондов достаточно трех месяцев. В реальности в российских условиях вполне возможно данную реформу реализовать за шесть месяцев.
Сильные и слабые стороны
Выгода государства от объединения – экономия бюджета.
Оксана Васильева объясняет:
Сейчас все три фонда являются дефицитными и получают прямую поддержку из Фонда национального благосостояния. Самый большой дефицит бюджета у ПФР – практически полтриллиона рублей. В условиях бюджетного дефицита и стремительного старения поколения 1970-х годов, пандемии и связанных с нею проблем основная задача государства – снижение расходов. Это будет достигнуто за счет сокращения административных издержек: уменьшения количества сотрудников, упразднения отдельных филиалов и так далее.
Сергей Зайнуллин комментирует:
Внебюджетные фонды требуют значительные средства на свое содержание. В частности, исходя из бюджета Пенсионного фонда на 2021 год расходы на выплату пенсий составляют 8,3 триллиона рублей, а административные расходы на содержание самого Пенсионного фонда составляют 124 миллиарда рублей. С учетом повышения пенсионного возраста и периодических реформ в этой области, постоянно меняющихся правил начисления пенсий следует признать, что концепция отделения пенсий и соцрасходов от бюджета и создания отдельных внебюджетных фондов показала свою неэффективность.
По оценкам экспертов, цифровизация фондов на сегодняшний день завершена примерно на 70%–80%, и этот показатель можно назвать хорошим. Однако возможная реформа замедлит этот процесс, в первую очередь по причине слияния технологических процессов, переноса данных, унификации хранящихся в ведомствах данных. Объединение фондов потребует большого объема инженерно-технической работы, выполнение которой будет приоритетным, так как от скорости и качества обработки данных во многом зависит качество оказываемых государственных услуг.
Интересы бизнеса
Можно ли уже сейчас оценить плюсы и минусы объединения фондов для компаний? Наиболее актуальный вопрос – это унификация передачи данных.
Виктор Миронов, управляющий директор Консультационной группы «ТИМ», говорит:
В 2017 году администрирование страховых обязательных платежей вернулось к налоговым инспекторам, при этом отчетность компаниями по-прежнему сдается в фонды, что может вызывать сложности. В частности, электронный документооборот необходимо настраивать отдельно и с Налоговой службой, и с Пенсионным фондом, что, конечно, не очень удобно.
Так что одним, и немаловажным, положительным аспектом объединения фондов для бизнеса будет сокращение бюрократической волокиты.
Оксана Васильева уточняет:
Станет легче получить доступ к услугам уже централизованных фондов.Но есть и возможные на период слияния риски для бизнеса, к таким можно отнести неизбежную потерю и искажение части информации. Это может повлечь негативные последствия не только для владельца бизнеса, но и для простого гражданина.
Возможно, в процессе объединения будут реформированы и другие области взаимодействия коммерсантов с фондами, говорить об этом пока рано.