Некоторые компании, отправившие своих работников в командировку в марте 2020 года, до сих пор не смогли вернуть их на родину. Границы с большинством стран по-прежнему закрыты. Компании, которые имели возможность обеспечить сотрудника работой за рубежом перезаключили договора на дистанционную работу или перевели на удаленку.
Работники, оставшиеся за рубежом, вот-вот потеряют или уже потеряли налоговое резидентство России. В результате меняется порядок уплаты НДФЛ с доходов работника. Что нужно учесть бухгалтеру, мы узнали из письма Минфина России от 30.07.2020 № 03-04-06/66831.
Как платить НДФЛ с зарплаты работника, оставшегося за рубежом
Порядок уплаты НДФЛ зависит от двух факторов:
- Во-первых, от источника выплаты дохода: российский или иностранный.
- Во-вторых, является работник налоговым резидентом РФ или нет.
Если работник имеет статус налогового резидента РФ:
- с доходов, которые он получил от российской компании, находящейся в России, НДФЛ удерживает и уплачивает сама российская компания;
- с доходов, которые работник получает от зарубежных компаний, НДФЛ работник должен заплатить самостоятельно.
Если работник не является налоговым резидентом РФ:
- с доходов, полученных от источника в РФ налог удерживает российская компания, как налоговый агент.
- с доходов от зарубежных компаний, работник должен уплатить налог за рубежом, по законодательству той страны, где он находится.
Как платить НДФЛ с отпускных и командировочных
Согласно статье 114 и 167 ТК РФ за работниками на период ежегодного отпуска, при направлении в служебную командировку сохраняется место работы и средний заработок.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 НК РФ установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ.
Поэтому, в Минфине сделали вывод, что доходы работников за пределами РФ, в виде среднего заработка, гарантированного на период отпуска и командировки, для целей налогообложения могут быть отнесены к доходам от источников за пределами РФ
Соответственно, пока сотрудник, находящийся за рубежом, сохраняет статус налогового резидента РФ, НДФЛ со среднего заработка, выплачиваемого за время отпуска или командировки, работник уплачивает в ИФНС самостоятельно.
С того момента, как работник утратит налоговое резидентство России, эти начисления перестанут быть объектом обложения НДФЛ в Российской Федерации. Далее, работнику нужно ознакомится с налоговым законодательством страны пребывания.
Как платить НДФЛ с пособия по временной нетрудоспособности
Здесь все проще. Пособие по временной нетрудоспособности является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в РФ.
Пособие по временной нетрудоспособности, выплаченное работнику, находящемуся в иностранном государстве, относится к доходам от источников в РФ на основании п.1 статьи 208 НК РФ.
Кроме того, согласно статье 208 НК РФ, к доходам от источников в РФ относятся пенсии, пособия, стипендии и т. п.
Соответственно, НДФЛ с исчисленного пособия удерживает работодатель вне зависимости от того, является сотрудник налоговым резидентом РФ или нет.
Приложение к статье
Письмо Министерства финансов Российской Федерации № 03-04-06/66831 от 30.07.2020
Вопрос: Об НДФЛ с доходов работников, проживающих в Швейцарии, по трудовому договору о дистанционной работе за пределами РФ, а также в отношении пособия по временной нетрудоспособности.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел письмо АО от 17.01.2020 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщаем следующее.
В силу норм пункта 1 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), устанавливающих приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации над правилами и нормами, предусмотренными Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, при налогообложении доходов, получаемых работниками организации, постоянно проживающими в Швейцарии, по трудовому договору о дистанционной работе за пределами Российской Федерации, следует руководствоваться положениями Конвенции между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 (далее — Конвенция).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Конвенции заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства в отношении работы по найму, облагаются налогом только в этом Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, то полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом Государстве.
Согласно пункту 1 Комментариев Организации экономического сотрудничества и развития к статье 15 «Доходы от работы по найму» Модельной конвенции указанный доход подлежит налогообложению в Государстве, где фактически осуществляется работа по найму. Работа по найму осуществляется в том месте, где работник присутствует физически при исполнении работ, за которые выплачивается доход за работу по найму. И, как следствие, резидент Договаривающегося Государства, который получает вознаграждение за работу по найму из источников в другом Государстве, не может подлежать налогообложению в этом другом Государстве лишь на том основании, что результаты его работы используются в этом другом Государстве.
Таким образом, если физическое лицо не приобретает статус налогового резидента Российской Федерации и при этом признается налоговым резидентом Швейцарской Конфедерации, налогообложение доходов в виде заработной платы и других подобных вознаграждений от осуществления трудовой деятельности на территории Швейцарской Конфедерации осуществляется согласно нормам пункта 1 статьи 15 Конвенции только на территории Швейцарской Конфедерации.
В соответствии со статьей 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в Российской Федерации.
Таким образом, доходы, полученные физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников за пределами Российской Федерации, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц. Соответственно, в отношении указанных доходов физических лиц — работников организация-работодатель не является налоговым агентом.
По доходам, полученным физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников за пределами Российской Федерации, согласно подпункту 3 пункта 1 и пункту 2 статьи 228 Кодекса такие налогоплательщики самостоятельно исчисляют и уплачивают суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. Соответственно, в отношении указанных доходов физических лиц — работников организация-работодатель не является налоговым агентом.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 114 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Согласно статье 167 Трудового кодекса при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Порядок исчисления среднего заработка установлен статьей 139 Трудового кодекса, а также Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922.
Полагаем, что доходы работников, выполняющих трудовые обязанности за пределами Российской Федерации, в виде среднего заработка, гарантированного в случаях ежегодного отпуска и командировки, для целей налогообложения могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
Согласно статье 183 Трудового кодекса при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. При этом размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
Основания и порядок для начисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определены статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности (вследствие заболевания, травмы, при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи) является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которое предоставляется работникам в рамках трудовых отношений. Указанное пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица и является компенсацией работнику заработка, утраченного в связи с наступлением страхового случая.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 208 Кодекса для целей налогообложения к доходам от источников в Российской Федерации относятся пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
В этой связи пособие по временной нетрудоспособности относится к доходам от источников в Российской Федерации.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.