С 1 июля 2020 года режим НПД будет применяться по всей стране. Большее количество юрлиц, которые будут сотрудничать с самозанятыми, смогут экономить на страховых взносах. Добавим, что им не придется удерживать и НДФЛ. Но для этого нужно правильно оформить взаимоотношения с самозанятым и своевременно получать от него документы о реализованных товарах или об оказанных услугах. Расскажем, как именно.
Режим для самозанятых
Вводить или не вводить налог на профессиональный доход (НПД) решают местные власти. Но ранее его могли применять в двух десятках регионов в порядке эксперимента. С 1 июля его распространили на всю страну.
Напомним, что режим для самозанятых и платить НПД могут физлица и ИП, если они:
- получают доход от товаров собственного производства или оказания услуг;
- не привлекают наемных работников;
- их годовой доход не превышает 2,4 млн. рублей.
То есть это те, кто не имеет ни работодателя, ни подчиненных и до тех пор, пока их налогооблагаемая база в календарном году не превысит 2 400 000 рублей.
Более того, быть самозанятым и платить НПД разрешили молодежи с 16 лет (раньше – только с 18).
Как проверить статус плательщика НПД
Перед началом работы фирма должна располагать документальным подтверждением того, что физлицо является плательщиком НПД.
В мобильном приложении «Мой налог», а также в веб-кабинете «Мой налог» на официальном сайте ФНС самозанятый имеет возможность сформировать две справки:
- о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход (КНД 1122035);
- о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход (КНД 1122036).
Достоверность сведений, содержащихся в указанных справках, подтверждается электронной подписью налогового органа.
Проверить информацию о статусе самозанятого на сайте ФНС можно (и нужно) в сервисе «Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)». При переходе по ссылке укажите ИНН самозанятого и дату, которая вас интересует.
Такую проверку нужно будет делать всякий раз на момент совершения расчетов, поскольку если физлицо перестанет удовлетворять критериям самозанятого плательщика НПД, при продолжении сотрудничества с ним у вас появится обязанность платить с его вознаграждения страховые взносы и удерживать НДФЛ в качестве налогового агента.
Чем подтвердить расходы по договорам с самозанятыми
При расчетах самозанятого плательщика НПД с покупателем (клиентом) он, используя мобильное приложение (веб-кабинет) «Мой налог», формирует и выдает чек. Это единственный документ, который подтвердит расходы.
Чек самозанятого – это не аналог кассового чека. ККТ при режиме НПД не применяется.
При расчете с заказчиком самозанятый указывает наименование товара, работы или услуги и вводит ее стоимость. Если он рассчитывается с юридическим лицом – его ИНН. После подтверждении операции введенные сведения передаются в ФНС. После всего этого и формируется чек, который нужно передать контрагенту в момент расчета:
- на мобильный телефон или электронную почту;
- лично после распечатки;
- для считывания по QR-коду чека с мобильного телефона плательщика НПД с помощью телефона клиента.
При других формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты (ч. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ «О налоге на профессиональный доход»).
Вы не вправе учитывать расходы при отсутствии чека, сформированного исполнителем (ч. 8 ст. 15 Закона № 422).
Таким образом, чек самозанятого плюс подтверждение его статуса будут достаточными основаниями, чтобы учесть затраты в налоговом учете и не платить страховые взносы.
Чеки можно хранить как в электронной форме, так и в распечатанном виде.