Законодательство об онлайн-кассах только начало формироваться, поэтому пока в нем остается множество белых пятен. Артем Даненков, консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения «Ю-Софт», разобрался в вопросе применения ККТ при получении и возврате компанией займов от физических лиц.
Рассмотрим следующую ситуацию: учредитель вносит в кассу займ для выплаты зарплаты сотрудникам. При этом возврат денег происходит через расчетный счет, на карту учредителя компании. В этой связи возникает вопрос: нужна ли для таких операций онлайн-касса? Ведь в Законе № 54-ФЗ речь идет про займы только на покупку товаров, работ, услуг.
В приведенном вами примере займ предоставляется учредителем, то есть физическим лицом в кассу организации на определенную цель, отличную от указанной в Федеральном законе № 54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Контролирующие органы на данный момент не дали официальных разъяснений, что делать компании в такой ситуации. Более того, в Законе № 54-ФЗ отсутсвует значение выражения «оплаты товаров, работ, услуг». На основании буквального трактования действующего закона и имеющихся официальных разъяснений можно сделать вывод, что обязанность по применению контрольно-кассовой техники в в указанном примере отсутствует. Рассмотрим более подробно порядок применения действующего законодательства об онлайн-кассах при предоставлении и погашении займов.
Действительно, Федеральным законом № 192-ФЗ от 3 июля 2018 года внесены изменения в Федеральный закон № 54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», в частности, расширено понятие «расчеты». Законодатель внес в термин дополнительные значения по операциям по предоставлению и погашению займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей). Из буквального трактования Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовую технику при предоставлении и погашении займов, выданных на иные цели, отличные от оплаты товаров, работ, услуг применять не нужно.
Более того согласно статье 4 Закона № 192-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.
Как мы видим действия данной нормы не распространяется на погашение (возврат) займа, предоставленного для оплаты товаров, работ или услуг. В подобной ситуации можно руководствоваться нормой пункта 4 статьи 4 Закона № 192-ФЗ, согласно которой организации и ИП при осуществлении расчетов с физлицами в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа) вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.
К сожалению изменения не внесли полной ясности в вопрос применения ККТ при предоставлении и погашении займов. Так остаются сомнения в порядке определения характера целей займов, а значит остается открытым вопрос о необходимости применения ККТ. Так же не однозначным является определения предоставления и погашения займа.
Характер займа
Обязанность по применению ККТ возникает, если заем направлен на оплату товаров, работ, услуг. Полагаю, такое «применение» займа должно соответствовать его правовой природе, что в свою очередь обуславливается необходимостью включить в договор о предоставлении средств условие об использовании заемщиком полученных денег на определенные цели. Заемщик в этом случае обязан обеспечить владельцу средств возможность контролировать целевое использование денег.
Читайте также «Не забудьте перенастроить онлайн-кассы»
Без цели
При предоставлении займов без указания цели позволяющей отнести эти средства к оплате товаров, работ, услуг обязанности применять контрольно-кассовую технику нет. Однако в данном случае не исключены споры с контролирующими органами.
Сторона получения
Другим неоднозначным моментом является то, кем из сторон предоставляется займ. Ввиду положения пункта 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется исключительно организациями и ИП. При предоставлении займа компаний или ИП физическому лицу Закон № 54-ФЗ трактуется однозначно, однако если физическое лицо передает деньги компании или ИП, то последний не предоставляет займ, а получает его.
Обратите внимание
К сожалению, на данный момент ни Минфин РФ, ни ФНС не дали исчерпывающих разъяснений по порядку применения контрольно-кассовой техники при предоставлении и погашении займов. Однако стоит помнить, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В официальных разъяснениях контролирующие органы все чаще делают отсылки к понятию «расчеты», оперируя которым обосновывают обязанность применения или не применения ККТ.
На основании того, что понятие «расчет» не содержит операций по получению займов для оплаты товаров, работ, услуг, то при осуществлении таких операций обязанность применять контрольно-кассовую технику отсутствует.
В данном случае так же можно провести аналогию с порядком применения контрольно-кассовой техники при осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем выплаты средств физическому лицу в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера, приведенной Минфином РФ в письме от 10 августа 2018 года № 03-01-15/56554. Ведомство разъяснило, что при выплате организацией средств физическому лицу покупателем будет являться она сама, а не физическое лицо.
В связи с тем, что ККТ применяется исключительно организациями и ИП в данном случае снова отсутствует обязанность использовать кассу.
К сожалению, на данный момент ни Минфин РФ ни ФНС не опубликовали разъяснений, дающих исчерпывающих ответов по порядку применения контрольно-кассовой техники при предоставлении и погашении займов. Однако стоит помнить, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).