Зачем бизнесу «Система быстрых платежей»?

Автор: | 25.11.2020

Зачем бизнесу «Система быстрых платежей»?

Компании смогут начать использовать в расчетах с клиентами Систему быстрых платежей с 2021 года. Сколько услуга будет стоить для коммерсантов и как она будет работать? На эти и другие вопросы по просьбе журнала «Расчет» ответил Николай Неплюев, предприниматель, финансист, член Ассоциации профессиональных директоров АНД.

Что это за сервис – «Система быстрых платежей» для бизнеса?

Система быстрых платежей предназначена для интеграции взаиморасчетов всех существующих кредитно-банковских организаций в единой финансовой структуре. По сути, это должно существенно упростить отправку и получение денежных средств между всеми участниками финансовых операций, не имеет значения, о ком идет речь – о физическом лице или о компании. Исчезнут затяжные межбанковские переводы, длящиеся временами два-три дня и более.

По данным, которые приводила в сентябре газета «Известия», Система быстрых платежей для малого бизнеса начнет работать с 2021 года. Сначала к СБП компания сможет подключиться, только если она обслуживается в системно значимом банке, а с 2022 года к Системе быстрых платежей бизнес начнут подключать и банки с универсальной лицензией.

Плюсы СБП

Формально Система позволяет за счет своих оборотных средств регулировать скорость и направление финансовых потоков и выгодно отличается от тех возможностей, которые предлагают сегодня банки, в том числе и благодаря низкой ставке комиссионных. Другими словами, Система быстрых платежей – это быстрый и недорогой инструмент перевода денег. Любые расчеты с клиентами станут мгновенными, без каких-либо задержек. Разумеется, исключение составят случаи, когда на счете клиента нет денежных средств.

Подключение к Системе и получение платы

Предприятию нужно будет заключить договор с банком – партнером СБП, после чего можно будет начать осуществлять работу с финансами через Систему. Возникает вопрос: как узнать, работает ли банк с СБП? Скорее всего, если ваша компания обслуживается в большом банке, системно значимом, то он уже подключен к этой Системе.

Процедура оплаты покупки со стороны компании

Предприятию будет необходимо создать QR-коды, с их помощью клиент сможет оплатить покупку. При этом создание кодов будет возложено на саму Систему быстрых платежей, то есть компании не нужно будет создавать их самостоятельно. В зависимости от сценария продаж потребуется только сверка цен и кодов на их соответствие.

Насколько такая форма оплаты может получить распространение?

Скорее всего, со временем новая форма оплаты товара получит достаточно широкое поле применения. Но есть и законодательные ограничения. Например, сегодня банки не допускают оплату покупок суммой больше 600 000 рублей. То есть оплатить дорогостоящие покупки таким образом не получится, поэтому не все участники торговли и сферы услуг смогут полноценно воспользоваться Системой быстрый платежей.

Цена вопроса

В большинстве случаев переход на СБП не повлечет дополнительных расходов со стороны бизнеса, за исключением тех ситуаций, когда потребуются сверка большого числа сгенерированных кодов и их вероятная распечатка для значительного числа товаров, в этом случае возможна и покупка дополнительного оборудования. С другой стороны, разовая замена ценников в крупном супермаркете – это допустимые издержки без длящихся последствий. В остальных компаниях с этим не предвидится никаких осложнений. Комиссия за использование СБП составит 0,7%, что ниже стоимости эквайринга, таким образом, для компаний начало приема платежей через Систему может быть даже более выгодно, чем прием банковских карт.

Игорь Шульга, директор центра противодействия мошенничеству АО НИП «Информзащита»:

Использование СБП в режиме С2С (от физического лица к физическому лицу) уже получило большой охват, статистика показывает уверенный рост. Полагаю, что режим оплат С2B (от клиента к бизнесу) ждет тот же успех и развитие. Тем более, что национальная система платежных карт и ЦБ РФ активно работают над защитой данной технологии, вырабатывают механизмы противодействия возможному мошенничеству. Например, подобная технология уже была реализована для C2C в виде создания стандарта по выявлению операций без согласия клиентов с применением специальных индикаторов подозрительной операции.

Хочется отметить, что оплата C2B еще только в начале своего пути, многие регламентирующие элементы работы технологии пока не определены. Самый важный момент для бизнеса – это комиссия за прием платежей. Сейчас она составляет 0,7%, что ниже варианта оплаты банковскими картами. На сегодняшний день переводы между частными лицами на суммы до 100 000 рублей не облагаются комиссией, но уже с 2021 года ситуация может поменяться. Так же и с системой быстрых платежей для бизнеса: указанный низкий процент может через год­другой измениться, но это не отменяет возможности использования СБП в работе предприятий.

Нужно ли отказаться от других инструментов приема оплаты от клиентов?

Нет, не нужно. Система быстрых платежей – это еще один способ оплатить покупку, компании, как и раньше, смогут продолжить прием наличных и банковских карт.

Подытожим

Плюсы:

  • низкая комиссия СБП за переводы;
  • отсутствие ожидания одобрения сделки со стороны банка;
  • при желании QR­код может содержать не только информацию о стоимости товара и реквизиты платежной системы, но и дополнительные данные о самом товаре или услуге;
  • защита прав и интересов покупателей, а также возврат денег в случае возникновения претензий к товару получает 100%­ную вероятность.

Минусы:

  • первичные издержки для перехода на коды: распечатка ценников, покупка сопутствующего ПО или оборудования, перезаключение договоров с банками и ожидание генерации кодов под свой товар или услугу;
  • при изменении стоимости товаров или услуг потребуется оперативно менять коды, что может оказаться непростой задачей по ряду объективных причин, а это снижение темпов продаж и вероятные убытки.

Читать оригинал