Относительно документов может быть две противоположные ситуации. Первая: когда они нужны для отстаивания своих позиций в споре с ФНС или партнерами. Вторая: когда лучше не иметь никаких документов, чтобы не получить новых проблем.
Бизнес-политику в части документов каждый директор должен сам определить для своей компании с учетом требований законодательства, специфики своего бизнеса и здравого смысла. Мы же остановимся на том, какие документы нужны, чтобы не переплатить налог на прибыль и учесть все расходы.
Первичка при купле-продаже
Для расчета налоговой базы по прибыли при реализации покупных товаров и ТМЦ, облагаемый доход уменьшается на стоимость их приобретения. И неважно, какие товары продает фирма, когда они были куплены и сколько пролежали на складе о ожидании благоприятной ситуации на рынке.
Даже в том случае, когда между датой оприходования и периодом признания расхода прошло значительное время, нужны первичные документы. Только по документам можно списать ТМЦ.
Более того, из документов должно быть видно, что расходы на приобретение ТМЦ были произведены с целью, получить доход.
Каковы сроки хранения расходной первички
Срок хранения документов, применяемые при исчисления налогов, составляет 5 лет. Ранее этот срок был на один год меньше и составлял 4 года.
Такой же срок хранения документов установлен для первички, которая применяется для подтверждения фактов хозяйственной деятельности в бухучете.
Уничтожать документы нужно по истечении установленного срока их хранения. Или если это нужно по каким-то другим причинам по решению директора с оглядкой на статью 54 НК РФ и плюсы и минусы налоговой реконструкции.
Как считать сроки хранения документов
Установленный законодательством срок хранения документов отсчитываю не от даты создания документа, а со дня окончания налогового периода, в котором документ учли в последний раз при исчислении налоговой базы.
Например, вы приобрели товары в 2013 году. А реализовали их в 2021 году. Срок считает от сдачи декларации по налогу на прибыль за 2021 год. Налоговый период по налгу на прибыль – год. Декларацию по прибыли за 2021 год сдаем в 2022 году. Соответственно 5 лет отсчитываем с 2022 года – получится срок хранения до конца 2026 год.
Запомните: если первичных документов нет, налоговая может пересчитать налоговую базу в сторону увеличения налога на прибыль или применить налоговую реконструкцию согласно статье 54 НК РФ. Уничтожая документы раньше срока нужно четко понимать, что вам выгоднее: их наличие или их отсутствие.
Большой блок разъяснений на тему сроков хранения первички есть в бераторе Практическая энциклопедия бухгалтера. Заходите на сайт, регистрируйтесь и читайте 3 дня бесплатно. Вот нужные вам ссылки:
Что делать, если документов нет
Годятся ли кассовые чеки для обоснования расходов
Как формируют фактическую себестоимость материалов в налоговом и бухгалтерском учете
Общий порядок учета запасов в бухгалтерском учете