Если первичка уничтожена, вам нечем будет подтвердить свои налоговые обязательства. А если вы будете бездействовать, тогда инспекция сама посчитает ваши налоги расчетным путем. И даже форс-мажор, из-за которого пропали бумаги, не уведет от ответственности.
Кто отвечает за первичку
В статье 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлен порядок хранения первички.
Правило 1.
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года.
Правило 2.
Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов и проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Правило 3.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Ответственность за организацию хранения всей этой первички несет руководитель организации. В случае несоблюдения требований с него может быть взыскан штраф в соответствии со статьей 15.11 КоАП РФ.
Налоговый кодекс также обязывает организации хранить документы, необходимые для исчисления налогов, в течение 5 лет (подп.8 п. 1 ст. 23). Отсутствие первичных документов и регистров бухучета признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. За совершение такого правонарушения фирмы наказываются по статье 120 НК РФ.
Таким образом, за утрату бухгалтерских документов к ответственности может быть привлечен как руководитель, так и сама фирма.
ФНС неоднократно напоминала, что документы, которые пропали в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча и пр.), должны быть восстановлены. И если организация не принимает никаких действий по восстановлению утраченных бумаг, факт их утраты в результате чрезвычайных обстоятельств вину налогоплательщика не исключает.
Эта позиция была в очередной раз подтверждена недавно принятым постановлением арбитражного суда.
Почему инспекция применила расчетный метод
Если налогоплательщик в течение более 2 месяцев не предоставляет документы, необходимые для расчета налогов, инспекция вправе определять сумму налоговых обязательств расчетным методом (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). Это делается по данным об аналогичных налогоплательщиках, и при этом неважно, что документы были утрачены по уважительным причинам. Главное, что фирма не представила их и проявила бездействие, не пытаясь ни восстановить утраченное, ни представить другую информацию, на основании которой можно было бы с большей достоверностью рассчитать налоги.
Ведь это возможно только при надлежащем исполнении налогоплательщиком своих обязанностей, в том числе обязанностей по ведению учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представлению в инспекцию всех необходимых и достаточных документов для исчисления и уплаты налогов.
А бремя доказывания того, что размер доходов и (или) расходов, определенный налоговым органом расчетным путем, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на него. Так как именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.
Об этом говорится в постановление АС Центрального округа от 30 марта 2021 г. № Ф10-5558/2020 по делу № А09-4744/2020.
Во время проверки инспекция направила фирме письмо с предложением представить налоговому органу имеющиеся сведения об аналогичных налогоплательщиках за проверяемый период. Однако компания в ответ сообщила, что представить бухгалтерские документы для проведения выездной налоговой проверки в полном объеме невозможно, так как они документы утеряны в связи с прорывом трубы отопления в архиве. И представить информацию об аналогичных предприятию налогоплательщиках не предоставляется возможным – фирма не обеспечена достаточными информационными ресурсами.
Поэтому инспекция рассчитала налоги по своим данным об имеющихся аналогичных налогоплательщиках.
Их отбирают, как правило, по таким критериям:
- вид осуществляемой деятельности (в данном случае — «строительство жилых и нежилых домов»);
- доходы от реализации;
- организационно-правовая форма;
- территориальная реализация;
- климатические условия осуществления деятельности;
- сезонность деятельности;
- среднесписочная численность.
Чего не сделала компания
А компания не смогла доказать того, что инспекция определила налоги неправильно.
В подобной ситуации фирма могла предоставить инспекторам любые другие документы и данные, в т. ч. и о других налогоплательщиках, которые занимаются аналогичной деятельностью, но более близких по показателям деятельности, чтобы на их основании суммы налогов, определенные расчетным путем инспекцией, были скорректированы. Также она могла составить свой расчет налоговых обязательств, который инспекция должна была принять и рассмотреть.
Однако фирма предпочла «прикрыться» форс-мажорными обстоятельствами. За что и поплатилась. Ей доначислили более 26 млн. рублей НДС и налога на прибыль, вместе со штрафами и пенями.