Упрощенные способы бухгалтерского учета

Автор: | 13.03.2019

Упрощенные способы бухгалтерского учета

Субъекты малого предпринимательства, помимо прочих преимуществ, имеют право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета. О всех преимуществах и недостатках этих способах – читайте в нашей статье.

Кто может применять упрощенные способы

На официальном сайте Минфина (minfin.ru) размещен документ «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Рекомендации). Рекомендации разработаны Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Рекомендовано три возможных способа организации упрощенного учета:

  • полная форма
  • сокращенная форма
  • простая система введения бухучета.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

Выбранный способ организации бухгалтерского учета необходимо
закрепить в учетной политике.

Для некоторых видов малых предприятий установлен запрет на упрощенный бухгалтерский учет. Они поименованы в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ.
В частности, поскольку обязательному аудиту подлежат все акционерные общества (и публичные, и непубличные), применять упрощенный бухгалтерский учет они не вправе.

Полная форма упрощенного бухучета

Полная форма, по сути, напоминает обычный бухгалтерский учет, поскольку здесь также все хозяйственные операции учитываются методом двойной записи в соответствующих регистрах. Данная форма учета подойдет тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны.

Минфин России в информационном письме от 3 июня 2015 года № ПЗ-3/2015 разъяснил отдельные моменты организации и ведения упрощенного бухучета. Рассмотрим, какие предусмотрены послабления для субъектов малого предпринимательства.

Во-первых, это сокращенный План счетов. Малые предприятия могут разработать свой рабочий план счетов, объединив в нем схожие счета учета. Причем применение сокращенного рабочего Плана счетов возможно для всех форм упрощенного бухучета.

Во-вторых, полная форма введения упрощенного бухучета основана на использовании специальных регистров.

В-третьих – упрощенная бухгалтерская отчетность, которую вправе сдавать все субъекты малого предпринимательства. Упрощение сводится к тому, что (приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. №66н):

  • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств содержат сокращенный объем показателей (приложение № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н). В приложениях к данным формам отчетности приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности;
  • отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств, необходимо составлять, если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности.

Микропредприятия при утверждении учетной политики вправе принять решение о составлении бухгалтерской отчетности в течение отчетного года по мере необходимости.

Еще одним послаблением для малых предприятий является то, что они могут исправлять существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, в упрощенном порядке по правилам пункта 14 ПБУ 22/2010. Так, у субъектов малого предпринимательства есть возможность исправлять существенные ошибки учета и отчетности в том периоде, в котором они их обнаружили. Прибыли или убытки прошлых лет, возникшие в результате такой корректировки, нужно отражать на счете 91 в составе прочих доходов и расходов. Изменения фиксируются в текущей отчетности, пересчитывать показатели в отчетах за прошлый год не нужно.

Сокращенная форма ведения бухучета

Сокращенная форма подходит для малых компаний, использующих кассовый метод, и удобен для тех, у которых хозяйственные операции преимущественно однообразные.

Сокращенная форма упрощенного бухгалтерского учета предусматривает, что все факты хозяйственной жизни нужно записывать посредством двойной записи в одном
документе — Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни.

Данная Книга представляет собой таблицу, в которой все операции отражаются разрезе используемых счетов на основе
первичных документов

Наряду с вышеуказанным регистром, для учета расчетов по оплате труда с работниками, предприятиям рекомендуется применять ведомость учета оплаты труда.

На основе Книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни организация составляет бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Тем не менее, следует отметить, что если у вашей организации много разнообразных операций, Книга получится большого размера, поэтому ее применение может быть неудобным и, в конечном итоге, запутать пользователей отчетности.

Простая система ведения бухучета

Бухгалтерский учет по простой системе могут вести только микропредприятия. Напомним, микропредприятиями являются фирмы с численностью работников до 15 человек и доходом, полученным в рамках предпринимательской деятельности, не превышающим 120 млн. рублей за предыдущий год.

При простой форме учета двойной записи нет (то есть суммы по дебету и кредиту счетов отражать не нужно). Все хозяйственные операции фиксируются в отдельном журнале. Его можно составить на основе Книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни (форма № К-2 МП).

Книга учета фактов хозяйственной жизни № К-2МП представляет собой таблицу, в которой операции регистрируются в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Все операции отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов.

По окончании отчетного месяца подсчитываются обороты по каждой группе статей и выводятся остатки на конец месяца.

Для упрощения учета основных средств и нематериальных активов микропредприятие может предусмотреть в учетной политике начисление амортизации, либо один раз в году (при составлении годовой бухгалтерской отчетности), либо в случаях возникновения необходимости определения остаточной стоимости
ОС и
НМА

Данные Книги № К-2МП позволяют микропредприятию составить бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.


Читать оригинал