Формирование страховых резервов – важная часть деятельности компаний. Расскажем, каков порядок их создания и начисления, а также об особенностях налогообложения таких объектов.
По своей сути резервы – это оценка обязательств организации по обеспечению предстоящих выплат по заключенным контрактам. Каждый вид обязательств покрывается соответствующим страховым (техническим) резервом. Компании создают систему так называемых страховых запасов: технические, резерв по страхованию жизни или фонд на предупредительные мероприятия, которые создаются на этапе финансирования будущих проектов для сокращения масштабов и частоты возмещения ущербов. Особенностью таких резервов является их «закрытость» – на другие цели средства использовать нельзя. При этом все, что не израсходовали, зачисляется в резерв на предупредительные меры компании.
Создание резерва
Страховые запасы создаются на отчетную дату по данным бухгалтерского учета и отчетности. Их учет ведется методом начисления и на основании специальных расчетов их величины. Методы, которые при этом используются, закреплены в Положении о порядке формирования страховых резервов.
Бухгалтерскими регистрами запасов является журнал учета заключенных контрактов, а также убытков и досрочно прекращенных договоров. Сюда же относятся таблицы расчетов по иным резервам, не относящимся к страхованию жизни по видам резервов и в разрезе учетных групп контрактов.
Учет и отчетность
Предприятия ведут бухгалтерский учет, составляют финансовую и статистическую отчетность, которая нужна для контроля и надзора в сфере их коммерческой деятельности. В указанных бумагах раскрывается достаточно большой объем информации. Так, предоставляются данные о нормативном соотношении собственных средств и принятых обязательств. Отдельно рассматриваются состав и величина сформированных резервов, а также их изменения. Особое внимание уделяется составу и структуре активов, в которые размещен собственный капитал компании. Расшифровываются и те активы, в состав которых входят непосредственно сами резервы. В обязательном порядке раскрывается информация об операциях с указанием данных о контрагентах. Не менее важными являются сведения о структуре финансового результата деятельности, а также состав акционеров, участников и их доли в уставном капитале. По необходимости в отчеты могут быть добавлены и иные данные.
Обратите внимание
Страховые запасы создаются на отчетную дату по данным бухгалтерского учета и отчетности. Их учет ведется методом начисления и на основании специальных расчетов их величины. Методы, которые при этом используются, закреплены в Положении о порядке формирования страховых резервов.
Требования к бухгалтерскому учету операций со страховыми запасами, включая особенности применения плана счетов и формирования информации, раскрываемой в бухотчетности, в том числе образцы форм, устанавливаются федеральными и отраслевыми стандартами, утвержденными законом «О бухгалтерском учете».
Отдельно оформляются статистические формы и декларации. Такой порядок могут осуществлять саморегулируемые предприятия в сфере финансового рынка. Но эта возможность есть лишь в том случае, когда Банком России этим фирмам переданы полномочия по получению отчетности в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».
Контрольные показатели
Условия и форматы представления отчетности в виде электронных документов, а также контрольные соотношения ее показателей устанавливаются и доводятся до сведения предприятий органом надзора. Главное, чтобы документы были сданы не позднее последнего дня соответствующего отчетного периода. Представить формы можно путем размещения необходимой информации на официальном сайте ведомства. Обратите внимание, если предприятие имеет разветвленную сеть, то у головной компании группы появляется обязанность представлять отчеты на консолидированной основе по формам, в порядке и в сроки, которые установлены органом надзора. Регулирующие ведомства, в свою очередь, размещают на своем официальном сайте сводную информацию о деятельности субъектов, а также данные, указанные в отчетах.
Налоговые нюансы
Согласно статье 330 НК РФ компании ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных и понесенных ими по договорам, в разрезе оформленных контрактов по соответствующим видам деятельности. При этом премии и взносы по договорам включаются в состав доходов, но только в размере доли компании. Она обязательно должна быть зафиксирована в заключенном контракте. В свою очередь, доходы формируются от полученных взносов по этим соглашениям. Это следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 293 Налогового кодекса. Кроме того, в состав доходов от такой деятельности также включаются вознаграждения от других контрагентов по аналогичным контрактам. Об этом говорится в подпункте 4 пункта 2 статьи 293 НК РФ. Для целей налогового учета надо различать доходы, полученные по соглашениям сострахования жизни и иным договорам. Дело в том, что по долгосрочным соглашениям доход в виде части взноса признается в налоговом учете в момент возникновения у налогоплательщика права на получение очередного платежа в соответствии с прописанными условиями. Это определено статьей 330 НК РФ. Таким образом, в договоре должны быть установлены сроки и суммы платежей и взносов, подлежащих поступлению по согласованным датам, а также доли участников договора и дата возникновения ответственности.
При заключении контрактов с условиями создания страховых резервов возникают такие же расходы, как и по обычным договорам. А именно: выплаты; возврат части премий и выкупных сумм; расходы по оплате услуг; другие затраты, непосредственно связанные с деятельностью предприятия. Кроме того, в соглашении можно предусмотреть выплату вознаграждения ведущему контрагенту. Как правило, компании для ведения налогового учета используют метод начисления. Это установлено статьей 330 НК РФ. Расходы, связанные с оплатой услуг, а также вознаграждения признаются у компании в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ. При кассовом методе выплаты по договорам включаются в расходы на дату их оплаты. Основанием является пункт 3 статьи 273 НК РФ. Каждая организация для выполнения своих обязательств обязана формировать страховые резервы. Суммы отчислений в резервы являются внереализационными расходами (ст. 294 НК РФ).
Пример
Рассмотрим пример, когда предприятие, занимающееся обычной коммерческой деятельностью, принимает решение в создании резервов. Так, при составлении бухгалтерской отчетности за полугодие бухгалтер компании принял решение о создании резерва и сделал проводки:
Дебет 91-2 Кредит 63
– 1200 руб. – создан резерв;Дебет 09 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 240 руб. (1200 × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.29 сентября контрагент предприятия частично погасил долг на сумму 600 руб. На эту же дату бухгалтер сделал проводки:
Дебет 51 Кредит 62, субсчет «Расчеты по отгруженным товарам»
– 600 руб. – частично погашена задолженность покупателя;Дебет 63 Кредит 91-1
– 600 руб. – восстановлен резерв;Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 120 руб. (600 × 20%) – уменьшен отложенный налоговый актив в части восстановленного резерва.Ни в текущем, ни в следующем году по состоянию на 31 декабря клиент задолженность не оплатил. Поэтому ранее созданный резерв подлежит восстановлению. 31 декабря следующего года в учете фирмы будут отражены проводки:
Дебет 63 Кредит 91-1
– 600 руб. – восстановлен резерв;Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 120 руб. (600 × 20%) – погашен отложенный налоговый актив в части восстановленного резерва.Одновременно на эту же дату был создан резерв в части непогашенной задолженности:
Дебет 91-2 Кредит 63
– 600 руб. – создан резерв;Дебет 09 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 120 руб. (600 × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.