Рекомендации Минфина по нормализации расходов на горюче-смазочные материалы

Автор: | 10.01.2025

Налоговый кодекс не устанавливает обязательных норм расходов на топливо для служебных автомобилей. Министерство финансов не требует их утверждения, однако настоятельно рекомендует осуществлять нормирование.

Для компаний, применяющих в деятельности автотранспорт, порядок утилизации ГСМ представляет сложность. У некоторых возникали разногласия с проверяющими о допустимых нормативах списания. Вопрос о необходимости таковых остается открытым.

Расходы на топливо компания может включать в состав расходов в зависимости от задач автомобиля.

  • материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • Прочие расходы, связанные с производством и продажей, такие как затраты на обслуживание служебного транспорта (п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В обеих ситуациях отсутствует информация об установлении нормативов для данных расходов. .

Министерство транспорта Российской Федерации выпустило методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» приказом от 14 марта 2008 года под номером АМ-23-р.

Документ указывает, что нормы предназначены для автотранспортных предприятий, организаций системы управления и контроля, предпринимателей и др., эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности. Для остальных фирм применение этих норм необязательно, но возможно.

В третьем пункте методички говорится, что нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению предприятий. Позволяет ли это включать расходы на покупку горюче-смазочных материалов в налоговую себестоимость только в пределах установленных норм?

Организации могут не устанавливать нормативы расходов на ГСМ, но могут утвердить их самостоятельно, например, руководствуясь вышеперечисленными Методическими рекомендациями. Министерство финансов в письме от 24 сентября 2024 г. № 03-03-06/1/91832 вновь рекомендует для налогообложения прибыли применять нормы Минтранса России.

Нормирование может пригодиться как для обеспечения экономической оправданности расходов.

Налоговый кодекс не устанавливает нормативов расхода топлива. Но требует экономической целесообразности трат. Потому компания, использующая транспорт, должна иметь утвержденные нормы. Без них подтвердить проверяющим оправданность расходов на топливо невозможно.

Можно установить индивидуальные нормативы расхода горюче-смазочных материалов с учётом специфики эксплуатации автомашин и их потребления топлива. Для этого можно применить техническую документацию и сведения от производителя.
Госслужащие советуют также использовать нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте, опубликованные постановлением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Разрабатывая нормы расхода топлива, следует руководствоваться данными из технической документации на автомобиль и контрольных замеров. Для корректировки базовых норм можно применять поправочные коэффициенты в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта (п. 5 и 6 методички). Такой подход защитит от перерасчета налогов. Разработанные нормы необходимо утвердить приказом руководителя.

Предлагается формула, подходящая для легковых автомобилей.

Нормативный расход топлива (л)

=

0,01 х Базовая норма расхода топлива (л/100 км)

х

Пробег автомобиля (км)

х

1 + 0,01 х суммарный поправочный коэффициент (%)