В «прибыльных» целях можно принять любые расходы на рекламу, но некоторые – лишь в пределах норматива. Если в каком-то квартале сверхлимитные затраты учесть не удалось, возможно, их получится списать позже.
Организация вправе учесть расходы на рекламу с учетом нормативов и при правильном документальном оформлении.
Какие рекламные расходы можно учесть в налоговой базе по прибыли
Организация вправе учесть расходы на рекламу товаров (работ, услуг), своей деятельности, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. Так сказано в подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.
При этом нужно принимать во внимание положения пункта 4 этой статьи. Там приведен закрытый перечень рекламных расходов, которые можно принять целиком. Это, в частности, затраты на рекламные мероприятия через СМИ и Интернет, световую и иную наружную рекламу, участие во всевозможных выставках и ярмарках, оформление витрин, создание рекламных брошюр и каталогов.
Все иные рекламные расходы (на призы победителям розыгрышей во время массовых рекламных кампаний, на смс-рассылки и др.), понесенные фирмой в течение отчетного (налогового) периода, нормируют. Лимит – 1% выручки от реализации, определяемой по статье 249 главного фискального НПА (без НДС и акцизов). Его считают нарастающим итогом с начала года (см. письма Минфина России от 07.06.2005 № 03-03-01-04/1/310, от 06.11.2009 № 03-07-11/285 и от 28.10.2013 № 03-03-06/1/45479).
Подтверждение рекламных расходов
Расходы на рекламу должны быть экономически оправданы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ, письмо финансистов от 17.08.2018 № 03-03-06/1/58569). Какие именно бумаги понадобятся, зависит от конкретной ситуации. Это могут быть договоры на размещение рекламы, акты о выполнении работ (оказании услуг), отчеты исполнителей, эфирные справки радиостанций, скриншоты и т.д. Может сослужить добрую службу и макет с рекламной информацией, из которого явствует ее содержание (Решение АС Ивановской области от 31.05.2018 № А17-209/2017).
Всю оправдательную документацию необходимо хранить 5 лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Что именно можно считать рекламными расходами
Принять можно только расходы, возникающие в связи с проведением мероприятий, подпадающих под положения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Это подчеркнуто в письме финансового ведомства от 20.08.2018 № 03-03-06/1/58760. А из статьи 3 данного нормативного акта следует, что информация считается рекламой при одновременном соответствии трем условиям:
- она распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами;
- адресована неопределенному кругу лиц (о ком именно тут идет речь, разъяснено в письме ФАС России от 20.06.2018 № АД/45557/18);
- направлена на привлечение внимания к конкретному объекту, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В пункте 2 статьи 2 Закона № 38-ФЗ приведена информация, не считающаяся рекламой для целей этого НПА. Речь, в частности:
- о вывесках и указателях, не содержащих сведений рекламного характера;
- данных о товаре и его изготовителе, являющихся обязательными для потребителя;
- справочно-информационных материалах, не имеющих основной целью продвижение товара.
Расходы на доведение таких сведений до потребителя точно не учесть в качестве рекламных. Тем не менее, иногда их удается списать по каким-то другим основаниям.
Значимая деталь: компания вправе признать расходы на рекламу только собственных товаров (работ, услуг) (письмо Минфина от 26.01.2007 № 03-03-06/1/34, Определение ВС РФ от 05.03.2019 № 310-ЭС19-963 и Постановление ФАС ЗСО от 04.03.2009 № Ф04-3014/2008(1784-А46-37)).
«Входной» НДС принимают к вычету полностью по любым рекламным расходам – как по ненормируемым, так и по нормируемым.
Добавим, что в бухучете расходы на рекламу нормированию не подлежат. Их отражают по дебету счета 44.
Сверхнормативные рекламные расходы
Если в каком-то отчетном периоде не удалось принять сверхнормативные рекламные расходы, не исключено, что их получится учесть позже. Ведь при формировании налоговой базы облагаемую прибыль определяют нарастающим итогом с начала календарного года. Так что на рекламных расходах, которые не уложились в лимит в текущем квартале, ставить крест рано (п. 7 ст. 274 НК РФ, письмо финансового ведомства от 06.11.2009 № 03-07-11/285).
Пример. Учет расходов на рекламу в течение 2022 года
Организация в феврале 2022 года приобрела призы для победителей рекламной кампании за 50 000 руб. (без НДС). Такие затраты, согласно п. 4 ст. 264 Кодекса, являются нормируемыми. Других издержек на рекламу у фирмы нет.
Выручка организации (без НДС) за I квартал 2022 года – 3 700 000 руб. Значит, в этом отчетном периоде она примет расходы на призы лишь в сумме 37 000 руб. (3 700 000 руб. x 1%). Сверхлимитные 13 000 руб. (50 000 - 37 000) облагаемую прибыль фирмы не уменьшат.
Выручка по итогам полугодия 2022-го (без НДС) составила 5 500 000 руб. Предельный размер рекламных расходов, которые можно признать, равен 55 000 руб. (5 500 000 руб. x 1%). Это позволяет организации отразить в данном отчетном периоде всю сумму, потраченную на призы, – 50 000 руб.
Отметим, что рекламные расходы, не учтенные в налоговом периоде, на следующий год не переносятся.
И еще. Внереализационные доходы (в том числе проценты по договорам займа, кредита и др.) выручку от реализации не формируют, а значит, в нормировании расходов на рекламу не участвуют (см. письмо Минфина России от 21.04.2014 № 03-03-06/1/18216).