РСПП предложил ограничить размер пеней. Государство эту идею принципиально поддержало. Что намерены сделать власти с пенями, чем плох текущий порядок их начисления, узнала Наталия Аминова, юрист КСК групп.
Российский союз промышленников и предпринимателей в лице его президента Александра Шохина предложил ввести в России ограничение на размер пеней по уплате основного долга по налогам. Свою инициативу он озвучил на встрече с премьер-министром страны Дмитрием Медведевым. После обсуждения был подготовлен законопроект, предусматривающий установление предельного размера пени, не превышающего сумму недоимки, на которую она начисляется. Изменения предлагается внести в пункт 3 статьи 75 НК РФ. В пояснительной записке к законопроекту указано, что такое изменение позволит улучшить положение налогоплательщиков, снизить дополнительную нагрузку на бизнес.
Для начала разберемся, что же такое пеня и каким образом происходит ее взыскание в настоящий момент.
Пеней признается денежная сумма, которую компания должна выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст.75 НК РФ). Смысл пени заключается в том, что она компенсирует потери государства из-за несвоевременной уплаты налогов.
Пени взимаются при наличии недоимки, а также при нарушении срока уплаты авансовых платежей по налогу (абз. 2 п. 3 ст. 58, п. 1 ст. 75 НК РФ). Только в некоторых случаях организации и ИП пени не уплачивают.
Что касается размера пени, то сумма зафиксирована в пункте 4 статьи 75 НК РФ. Если просрочка по уплате налогов и страховых взносов составляет менее 30 календарных дней включительно, то для исчисления пеней за эти дни берется процентная ставка 1/300 действующей на момент просрочки ставки рефинансирования Центробанка. С 1 октября 2017 года Минфин вдвое увеличил пени за просрочку уплаты налога: они выросли до 1/150 ставки рефинансирования Центробанка. Но речь идет лишь о такой ситуации, когда просрочка исполнения обязанности по уплате налога превышает 30 календарных дней. Кроме того, изменения, внесенные в пункт 4 статьи 75 НК РФ, касаются только юридических лиц. Такие изменения в действующее законодательство были внесены Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ. После увеличения ставок было очевидно, что появятся компании, для которых пени будут разорительными. Мера по ограничению размера пеней поможет снизить дополнительную нагрузку на бизнес и сравняет взыскиваемые суммы по адекватности с действительностью.
В настоящий момент не существует какого-либо ограничения по размеру пеней. Но нужно сказать о том, что норма, ограничивающая пени суммой долга, ранее уже была в Налоговом кодексе. В силу абзаца 3 пункта 4 статьи 75 НК РФ (в редакции до Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ) с 1 января 1999 года по 18 августа 1999 года сумма пеней не могла превышать неуплаченную сумму налога. Это исключало бесконечный ее рост, стимулировало налоговый орган на своевременное взыскание задолженности.
Но Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» был исключен абзац 3 пункта 4 статьи 75 НК РФ и ограничение в исчислении размера пени снято.
ГК и судьи
Если же мы коснемся норм гражданского законодательства, то вспомним о существовании статей 333 и 395 Гражданского кодекса позволяющих суду уменьшить сумму процентов за пользование чужими средствами, когда такая сумма явно не соответствует последствиям нарушения обязательств. Исходя из принципиального сходства налоговой пени с гражданско-правовым институтом ответственности за нарушения денежного обязательства, при начислении и взыскании пени следует учитывать принципиальную возможность уменьшения ее размера в случае его явного несоответствия размеру причиненного государству ущерба.
Но если мы проанализируем соответствующую судебную практику, то увидим множество актов, согласно которым уменьшить размер пеней нельзя (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2015 г. № Ф09-1842/15 по делу № А47-6857/2014, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26 марта 2009 г. № Ф03-154/2009 по делу № А04-4678/2008 (Определением ВАС РФ от 11 июня 2009 г. № ВАС-6957/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 октября 2008 г. № А78-972/08-С3-11/43-Ф02-4860/08 по делу № А78-972/08-С3-11/43).
Почему же суд не может сократить сумму пени и применить нормы гражданского законодательства? Конституционным судом (в п. 3 мотивировочной части Определения от 19 апреля 2001 г. № 99-О и абз. 4 п. 2 мотивировочной части Определения от 7 февраля 2002 г. № 30-О) разъяснено, что пункт 3 статьи 2 ГК РФ предписывает судам и иным правоприменительным органам применять гражданское законодательство к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том случае, если это предусмотрено законодательством. Тем самым применение положений ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство – денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным правоотношениям.
Обратите внимание
В настоящий момент не существует какого-либо ограничения по размеру пеней. Нужно сказать о том, что норма, ограничивающая пени суммой долга, ранее уже была в Налоговом кодексе. Но просуществовала она недолго, ее отменили.
В Кассационном определении Верховного суда Республики Бурятия от 16 ноября 2011 года № 33-3420 закреплен подход, согласно которому пеня (обязанность по ее уплате) установлена нормами законодательства о налогах и сборах, регулирующими отношения, основанные на административном подчинении, и не имеет гражданско-правового характера, придаваемого ей в смысле статьи 333 ГК РФ.
Данная позиция окончательно формируется в Постановлении Президиума Томского областного суда от 21 марта 2012 года № 44г-8/2012. Суд отметил, что по гражданскому законодательству неустойка является способом обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств (ст. 329 ГК РФ) и мерой имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение (ст. 330 ГК РФ). Право снижения неустойки предоставлено суду статьей 333 ГК РФ в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. Однако указанная норма материального закона применяется в отношениях частноправового характера, субъекты которых являются равными, имущественно самостоятельными, а также обладающих иными признаками, указанным в статьях 1 и 2 ГК РФ. Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой, следовательно, споры по поводу невыполнения налогового обязательства носят публичный, а не гражданско-правовой характер, а потому к указанным правоотношениям не могут применяться нормы ГК РФ, в том числе статья 333 ГК РФ. В силу прямого указания в пункте 3 статьи 3 ГК РФ, отсутствия в НК РФ нормы, допускающей применение к налоговым правоотношениям норм гражданского законодательства, снижение размера пени на основании статьи 333 ГК РФ недопустимо, противоречит нормам налогового и гражданского законодательства.
Читайте также «Пени по налогам ограничат суммой задолженности»
Суть существования
Для того, чтобы лучше понять суть существования пени в налоговом праве и оценить правильность механизма ее взыскания, предлагаю обратиться к правовой природе этой меры. Согласно позиции КС РФ, сформулированной в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, пеня является разновидностью правовосстановительных мер государственно-правового принуждения, имеющих целью восполнить недоимку и компенсировать имущественные потери казне, причиненные несвоевременной уплатой налога. Данный вывод был также поддержан Президиумом Высшего Арбитражного суда РФ (Постановление от 16 мая 2006 г. № 16058/05), который указал, что пеня является правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер. КС РФ в Определении от 4 июля 2002 года № 202-О указал, что пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Институт пени в налоговом праве «выполняет две функции – стимулирующую и компенсационную». С одной стороны, пеня, хотя и не способствует поступлению в бюджет сумм неуплаченного налога, гарантирует государству реальное безусловное исполнение обязательства. С другой – компенсирует ущерб. В то же время, с точки зрения компании, пени носят исключительно карательный характер. Если размер пени превышает размер налоговой недоимки, она по сути превращается в санкцию и приобретает штрафную функцию.
Кредитование или наказание?
Законодательное изменение по ограничению размера пени позволило бы «вернуть» пене ее правовосстановительную природу. Хотя, с другой стороны, при обсуждении законопроекта было высказано предложение ограничить размер пени по аналогии с размером штрафа (ст. 122 НК РФ), то есть ограничить размер не всей суммой недоимки, а двадцатью процентами от нее. В обоснование такого подхода автор законопроекта указывает, что штраф является мерой ответственности и носит карательный, более строгий, характер. Разработчики проекта такое предложение не приняли. Они указали на то, что государство в этом случае будет поощрять несвое-временную уплату налогов в целях, по сути, льготного кредитования за счет бюджетной системы. Но налоговая ответственность предполагает необходимость уплатить не только недоимку и пени, но и штраф. И вряд ли оплатить размер пени и штрафа будет более выгодно, чем вернуть проценты по кредиту.