Расходы на сувениры с логотипом: реклама или представительские траты?

Автор:


Сувениры с логотипом стали распространенным инструментом для продвижения товаров и компаний на мероприятиях по брендингу. В расходы на рекламу можно включить затраты на сувениры, если эта норма зафиксирована в учете компании.


Министерство финансов высказалось таким образом в письме.
от 27.09.23 № 03-03-06/2/91906Вначале чиновники много говорили о том, что расходы на сувениры не имеют экономического оправдания.


Статья 252 НК РФ устанавливает основные требования для учета расходов при определении налоговой базы по прибыли. Расходы должны быть экономически обоснованы и подтверждены расходной документацией. Минфин считает, что затраты на производство сувенирной продукции не являются обоснованными, вследствие чего бухгалтерия не имеет права списать их как внереализационные расходы.


Рекламные расходы невозможно списать полностью, как утверждает Минфин в письме от 27.09.23 № 03-03-06/2/91906. Чиновники обосновывают свою позицию ссылкой на закон от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе», где говорится, что реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования. К неопределенным кругам относятся те, кто не определен заранее как получатель рекламы. Действующие клиенты компании таковыми не считаются.


С учётом этого вывода делаем следующее: раздача сувенирной продукции клиентам организации не считается рекламой. В связи с этим, соответствующие траты нельзя списывать на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ как рекламные расходы.


Расходы на подарки ограниченному числу людей считаются безвозмездно переданным имуществом и не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, согласно п.16 ст. 270 НК РФ (письмо Минфина России от 19.10.2010 № 03-03-06/1/653).

В каких случаях допустимо учитывать расходы на сувенир как бизнес-затраты?


Сувениры с логотипом фирмы могут быть рекламой, если компания раздает их многим людям, которые могут стать клиентами.


При планировании акции с сувенирами менеджеры должны исключить указание круга распространения — «клиенты компании» — в расходных документах, договорах и спецификациях.


Если круг получателей сувенирной продукции от компании не определен, расходы можно относить к нормируемым расходам на рекламу. Для дополнительного подтверждения рекомендуется выполнить рекомендацию Минфина и включить пункт о списании сувенирной продукции в учетную политику организации.


В случае спора с налоговой инспекцией бухгалтерия может прибегнуть к определению ВАС РФ от 28.09.09 № ВАС-12305/09, в котором утверждается, что организация, раздающая клиентам сувениры со своей символикой, имеет право учитывать стоимость этих изделий как рекламные расходы.


Расходы на рекламу подлежат нормированию. Налоговый кодекс Российской Федерации разрешает списать только один процент от выручки от реализации за отчетный период (п. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ).

А, если как представительские?


При необходимости отражения в документах раздачи сувениров партнерам или клиентам, расходы на продукцию с символикой организации можно учитывать как представительские (письмо УФНС России по г. Москве от 30.03.2008 № 20-12/041966.2). Для обоснования и учета таких расходов требуются документы от поставщика на приобретение товаров, накладные, акты, чеки, а также приказ со сметой, отчет о мероприятии с указанием программы, времени и места проведения встречи и списком участников (письмо Минфина РФ).
от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288).


Сувениры, цена которых не более 300 рублей, облагаются налогом в меньшей степени.
НДС с 31 августа 2023 года (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).


При цене одной единицы свыше ста рублей нужно начислить налог на добавленную стоимость.
«Входной» НДС С ценой такого товара разрешено взять вычет полностью.