Промежуточную бухотчетность можно не сдавать

Автор: | 23.05.2018

Промежуточную бухотчетность можно не сдавать

По действующим до сих пор нормам получается, что промежуточную бухгалтерскую отчетность (за месяц или квартал) должны сдавать все подряд. Это решили оспорить в одной компании и обратились с этим вопросом в Верховный суд.

История вопроса – что не так с бухгалтерской отчетностью?

О промежуточной отчетности говорится в нескольких правовых актах, напомним:

ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” в части XI, утвержденного Приказом Минфина от 06.07.199 № 43н, гласит:

  • организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
  • промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации;
  • общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее составляющих, правила оценки статей определяются в соответствии с ПБУ 4/99;
  • организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.

Пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина от 27.07.1998 № 34н, гласит:

“…Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной…”.

В части 4 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” определено, что промежуточная отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда обязанность ее представления установлена:

  • законодательством РФ (например, промежуточная бухгалтерская отчетность общества с ограниченной ответственностью необходима, если общество распределяет чистую прибыль между участниками ежеквартально или раз в полгода, либо если необходимо определить действительную стоимость доли выходящего из общества участника;
  • договорами, учредительными документами экономического субъекта;
  • решениями собственника экономического субъекта;
  • нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфина России и Банка России).

А еще согласно части 2 статьи 13 № 402-ФЗ экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Взвесив все нормы, компания истец, определила неувязку и обратилась в Верховный суд с административным иском.

Обращение в суд

Суть иска: признание недействующими пункта 48 ПБУ 4/99 и пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ из-за их противоречия частям 2, 4 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Иск мотивирован тем, что по смыслу части 4 статьи 13 № 402-ФЗ составление организациями промежуточной бухгалтерской отчетности является исключением из общего правила (составление годовой отчетности) и применяется только в определенных случаях.

При этом данная норма ограничивает круг лиц и разновидность нормативных и локальных актов, которыми может вводиться обязанность по ведению подобной отчетности. А пункт 48 ПБУ 4/99 и пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, устанавливают обязанность по ведению промежуточной отчетности для всех организаций без указания конкретных случаев и ситуаций, в которых действует это правило. Следует заметить, что эти пункты по содержанию значительно шире, чем часть 4 статьи 13 № 402-ФЗ.

Эти нормативные положения нельзя рассматривать как частный случай применения части 4 статьи № 402-ФЗ, поскольку при таком ошибочном (расширительном) толковании все организации без исключения должны составлять промежуточную отчетность. А это полностью лишает норму закона смысла.

По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения создают неопределенность для принятия, идут в разрез с правами и интересами организации. Потому что от расшифровки понятия “отчетный период” зависит размер действительной стоимости доли, которую компания обязана, будет выплатить участнику, вышедшему из общества.

Решение суда

В Решении ВС № АКПИ17-1010 от 29.01.2018 говорится:

  • составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности не является обязанностью каждого экономического субъекта;
  • бухгалтерская отчетность должна составляться экономическим субъектом только в том случае, когда обязанность ее представления установлена законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта.

Однако пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и пункт 48 ПБУ 4/99, используя для обозначения субъектов, на которых распространяется действие нормативного правового акта, термин “организация”, предусматривают для таких лиц в качестве общего правила обязанность составления организацией промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, в том числе независимо от наличия или отсутствия у такого лица обязанности ее представления.

Что полностью противоречит части 4 статьи 13 Федерального закона “О бухгалтерском учете”, устанавливая иное правовое регулирование. Отсюда можно сделать вывод, что доводы Минфина лишены правовых оснований.

По решению суда:

  • пункт 48 ПБУ 4/99 и пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В целях реализации указанного Решения признан утратившим силу пункт 29 Положения, утвержденного Приказом Минфином России от 29.07.1998 № 34н.

Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2018 № 50890.

Начало действия документа – 07.05.2018.

Читайте также «Промежуточная бухотчетность не обязательна – с 7 мая»

Эксперт “НА” И.В. Захарова


Читать оригинал