Правила признания расходов на утилизацию просроченных товаров

Автор: | 30.08.2024
Правила признания расходов на утилизацию просроченных товаров

Продажа товаров с истекшим сроком годности запрещена. Она изымается из оборота и в дальнейшем подлежит утилизации или уничтожению. При каких условиях расходы на утилизацию можно учесть в налоговой базе по прибыли?

Срок годности

Одним из главных положений законодательства о качестве товаров является соблюдение продавцами срока годности продукции. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, бытовую химию и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности (ст. 5 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Период, по истечении которого товар становится непригодным для использования по назначению и опасным для здоровья человека, составляет срок его годности (п. 1 ст. 472 ГК РФ, п. 4 ст. 5 Закона № 2300-1).

Срок годности товара исчисляется со дня его изготовления. Это дата, до наступления которой товар пригоден к применению, или период времени, в течение которого товар пригоден для использования (ст. 473 ГК РФ, п. 2 ст. 19 Закона № 2300-1).

Что такое утилизация

Утилизация — это использование некачественных и опасных продуктов, материалов и изделий не по прямому назначению (ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Из данного определения следует, что просроченную продукцию можно реализовать. Распространенный способ — продать другим предприятиям, например, для переработки в корма для животных.

Если продукция с истекшим сроком годности не годится для утилизации и представляет опасность при дальнейшем использовании, то ее необходимо уничтожить (ст. 1, 3 Закона № 29-ФЗ).

Расходы на утилизацию: когда можно учесть

При расчете налога на прибыль организации вправе уменьшать полученные доходы на произведенные расходы. Расходы должны быть обоснованы и экономически оправданы. Также расходы должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В отношении утилизации просроченных товаров Минфин в письме от 8 июля 2024 г. № 03-03-06/1/63292 формулирует такие правила.

Если законодательство РФ обязывает организации утилизировать товары и материалы, то соответствующие расходы можно учесть при налогообложении прибыли в составе прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но при условии, если такие затраты экономически обоснованы и у организации есть документы, подтверждающие утилизацию.

Экономически оправданные расходы

Экономически оправданными расходами являются те расходы, которые осуществлены в соответствии с требованиями законодательства.

Продажа товаров с истекшим сроком годности запрещена. Она изымается из оборота и в дальнейшем подлежит утилизации или уничтожению (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».).

То есть требование уничтожать или утилизировать товары, в том числе продукты питания, срок годности которых истек и, употребление которых стало опасным, предусмотрено законодательством. Соответственно, невыполнение этого требования является прямым нарушением.

Расходы на экспертизу, хранение, перевозку, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий оплачивает их владелец (п. 4 ст. 25 Федерального закона № 29-ФЗ).

Экономическая обоснованность расходов

Экономическая обоснованность расходов – это их направленность на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. То есть расход не обязательно должен приводить к получению конкретного дохода от сделки, но должен быть необходим для деятельности, результатом которой будет доход.

Это соответствует выводам «знакового» Определения Конституционного Суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П.

Расходы на утилизацию или уничтожение просроченного товара производятся в рамках предпринимательской деятельности. Разъяснения на эту тему можно найти в письмах Минфина от 9 февраля 2018 года № 03-03-06/1/7862, от 26 мая 2016 года № 03-03-06/1/30409.

Документальное подтверждение

Как любые налоговые расходы, данные расходы должны быть документально подтверждены надлежащим образом.

Подтверждает некачественность товаров официальное заключение государственных органов.

Несмотря на то, что продукция может иметь явные признаки недоброкачественности и представлять в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, для обоснования данных расходов в налоговом учете стоит заручиться экспертным заключением Роспотребнадзора (Письмо УФНС России по г. Москве от 18 апреля 2008 г. № 20-12/037680).

Факт уничтожения нужно зафиксировать в акте об уничтожения, в нем указать дату совершения операции, количество товара. Подписать акт должна отдельная комиссия.

Если вы передаете свои неликвиды сторонней организации для утилизации или на уничтожение, то для учета расходов, связанных с утилизацией (уничтожением), понадобится акт их передачи этой организации.

 

 


Источник