С 7 августа 2022 года вступили в силу уточнения, внесенные в ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» приказом Минфина от 29 июня 2022 г. № 101н. Но начать применять их нужно позже.
Техническая поправка в ФСБУ 25/2018
Первая поправка в ФСБУ 25/2018 – техническая. Уточнено, что стандарт не распространяется на организации бюджетной сферы.
Ранее применялся термин «Организации государственного сектора». Он был заменен на термин «Организации бюджетной сферы» федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 247-ФЗ.
Термин «Организации бюджетной сферы» определен в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» так:
Организации бюджетной сферы — государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами.
В свою очередь:
- государственное учреждение — учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом РФ;
- муниципальное учреждение — учреждение, созданное муниципальным образованием.
К организациям бюджетной сферы не относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы).
Бухгалтерский учет организаций бюджетной сферы, включая план счетов, отличается от учета в иных организациях (в том числе и в ГУПах и МУПах). Значит, ГУПы и МУПы к исключению не относятся.
Поправки для участников арендных отношений
Еще две поправки касаются участников арендных отношений.
Первая. Состав арендных платежей по новым правилам будет формироваться только с исключением сумм любого НДС, как возмещаемого, так и не возмещаемого (новая редакция абзаца 1 п. 7 ФСБУ 25/2018).
Вторая. Если арендованный объект попадает в те, по которым арендатор выполняет переоценку, он может выбирать: проводить переоценку права пользования активом (ППА) или нет (новая редакция п. 16 ФСБУ 25/2018). В прежнем варианте такого выбора не было — арендатору было предписано переоценивать ППА в указанных случаях.
Как по новым правилам поступать с НДС в арендных платежах
Счета за аренду арендодатель выставляет с НДС.
Арендатор в общем случае признает предмет аренды в качестве права пользования активом (ППА) с одновременным признанием обязательства по аренде (п. 10 ФСБУ 25/2018).
ППА признается по фактической стоимости, которая включает, в частности, величину первоначальной оценки обязательства по аренде — приведенную стоимость будущих арендных платежей (п. 13 — 15 ФСБУ 25/2018).
Согласно обновленному пункту 7 ФСБУ 25/2018, в состав арендных платежей не включаются как возмещаемые, так и не возмещаемые суммы НДС, обусловленные договором аренды.
Возмещаемый НДС подлежит вычету согласно нормам главы 21 НК РФ. В фактическую стоимость активов и услуг он не включается. Он будет значиться в стоимости услуг по аренде.
Аренда — это услуга. Но в бухучете у арендатора возникает актив в виде права ППА.
Значит, невозмещаемый НДС тоже не должен включаться в бухучете у арендатора в стоимость ППА.
А чтобы невозмещаемый НДС не попал в стоимость ППА, он не должен включаться в номинальную сумму будущих арендных платежей, а значит, и в сумму арендных обязательств.
Таким образом, как для арендатора, так и для арендодателя сумма НДС (и возмещаемого, и невозмещаемого) не является частью арендных платежей, обусловленных договором аренды. Сумма НДС подлежит признанию в бухгалтерском учете в качестве обязательства только в момент возникновения обязанности по ее уплате. В расчете ППА и обязательств по аренде она не участвует.
Такие разъяснения давал Минфин еще в письме от 18 января 2022 г. № 07-04-09/2185. Теперь соответствующая корректировка внесена в ФСБУ 5/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
Когда применять поправки?
Приказ Минфина от 29 июня 2022 г. № 101н с изменениями в ФСБУ 25/2018 вступил в силу с 7 августа 2022 года. На это указал Минфин в Информационном сообщении от 15 августа 2022 г. № ИС-учет-41.
А когда их начинать применять, ничего не сказано.
Ответ на вопрос найдем в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденном приказом Минфина от 6 октября 2008 г. № 106н.
Пункт 10 ПБУ 1/2008 предписывает, что изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;
- существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п..
А в пункте 12 говорится, что изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
Таким образом, как следует из ПБУ 1/2008, измененную учетную политику нужно применять только с начала нового года (п. 10, 12 ПБУ 1/2008). Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в установленном порядке. Поэтому не забудьте внести изменения в бухгалтерскую учетную политику на 2023 год (п. 11 ПБУ 1/2008).