Поощрения за наказание быть не может

Автор: | 28.11.2019

Поощрения за наказание быть не может

Среди расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, значатся расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций. В отношении того, кто их может налагать, особой конкретики нет. Это просто государственные органы с соответствующими полномочиями. Поэтому время от времени разнообразные проштрафившиеся уточняют в Минфине, можно ли штраф той или иной конторы учесть в расходах. А суммы бывают немалые.

По правилам бухгалтерского учета все расходы фирмы делят на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Те, что не связаны с производством, относится к прочим. Но все они участвуют в формировании финансового результата.

Для целей налогового учета все расходы можно разделить на две группы:

  • расходы, уменьшающие облагаемую прибыль. В их числе расходы, связанные с производством и реализацией;
  • расходы, которые при налогообложении прибыли не учитывают.

Какие расходы не учитываются

Сразу скажем, что нельзя признать в налоговой базе по налогу на прибыль компенсацию расходов другого налогоплательщика, например, своего контрагента. С этим не поспоришь, поскольку такие расходы нельзя рассматривать как свои собственные (письмо Минфина от 14 октября 2019 г. № 03-03-06/1/78573).

А перечень расходов самой фирмы, которые не уменьшают ее облагаемую прибыль, дан в статье 270 Налогового кодекса.

Среди не учитываемых расходов значатся расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Как следует из письма Минфина от 1 октября 2019 г. № 03-03-06/1/75340, к таким структурам относится и Федеральная антимонопольная служба – ФАС.

За что штрафует ФАС

ФАС РФ – специальная организация, созданная в системе государственных органов, которая контролирует соблюдение действующего законодательства в сфере защиты конкуренции в различных секторах рынка. ФАС была создана в 2004 году на основании Указа Президента Российской Федерации № 314. Ее деятельность регламентируется Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Правительством РФ в том же 2004 году, Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и другими нормативными актами федерального уровня. ФАС имеет контрольные полномочия в сфере товарных и финансовых рынков, рекламы, гособоронзаказа, закупок, естественных монополий.

Факты нарушений ФАС выявляет на основании жалоб потребителей, а также внеплановой или плановой проверки. В зависимости от вида правонарушения предприниматель получает предписание: исправить нарушение, чтобы не быть оштрафованным в дальнейшем или оплатить штраф и прекратить нарушение во избежание еще большего штрафа.

А штрафы от ФАС немалые. Так, за недобросовестную рекламу – от 100 000 до 500 000 рублей, за рекламу табака – до 600 000 рублей. А за нарушения в сфере закупок размеры штрафов зависят от степени причиненного вреда и варьируются для юрлиц от 30 000 до 500 000 рублей.

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства

Взыскание в пользу бюджета штрафа за нарушение антимонопольного законодательства является мерой воздействия на нарушителя и имеет санкционную природу. Этот штраф нельзя включить в расходы. Исходя из позиции Минфина, не может быть поощрения за справедливо понесенное наказание. Это, кстати, можно отнести к санкциям других госструктур. Как вы поняли, в данном случае поощрение – это возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль. Норма пункта 2 статьи 270 Налогового кодекса прямо запрещает учитывать такие выплаты в налоговой базе.

Обратите внимание

Штрафы за нарушение законодательства являются мерой воздействия на нарушителя и имеют санкционную природу. Их нельзя включить в расходы на основании прямого запрета (п. 2 ст. 270 НК РФ).


Читать оригинал