
Что делать при частичной ликвидации основных средств: как определить изменение стоимости объекта, рассчитать новую величину амортизации и поступить с недоначисленной амортизацией?
Частичная ликвидация
Информация о частичной ликвидации основных средств в нормативных документах весьма ограничена. В связи с этим зачастую приходится обращаться к нормам, действующим для полной ликвидации основных средств.
Частичная ликвидация вещей происходит достаточно часто в реальной жизни. Например, при использовании комплексных систем, включающих несколько элементов, которые считаются одним объектом.
То же касается и недвижимого имущества. В случае пожара могут быть повреждены части здания или даже вся пристройка к нему. Такую конструкцию потребуется снести.
При частичной ликвидации основного средства необходимо выполнить несколько этапов.
- издать приказ о частичной ликвидации ОС;
- Директор своим приказом образует ликвидационную комиссию, принимающую решения, составляющую акт о частичной ликвидации и утверждающую документ у руководителя.
- Бухгалтер по акту производит записи о частичной списании объекта в учетной карте.
- пересчитать первоначальную стоимость ОС;
- рассчитать новую сумму амортизации;
- Принять на учет оставшиеся материалы после демонтажа.
Что писать в акте о ликвидации ОС
Акт об ликвидации ОС – основной документ с информацией для проведения всех процедур. В нем заносят:
- дату принятия объекта к бухучету;
- год его изготовления или постройки;
- дату ввода объекта в эксплуатацию;
- срок полезного использования;
- Первоначальная стоимость и величину начисленной амортизации.
- сведения о переоценках и ремонтах;
- Причина и основания для частичного демонтажа объекта.
- сведения о ликвидируемых частях объекта;
- информацию о возможности дальнейшего использования ОС;
- Список и цена имущества, добытого при частичном разорении объекта.
- затраты на частичную ликвидацию объекта.
Акт составляется в двух экземплярах. Члены комиссии его подписывают, а директор утверждает. Один экземпляр направляют в бухгалтерию, второй сохраняется у материально-ответственного лица.
Действия бухгалтера при частичной ликвидации
При отражении частичной списания основных средств бухгалтер обязан учитывать основные положения.
После частичной ликвидации объект, как правило, не подвергается пересмотру срока эксплуатации.
По окончании работ по частичной утилизации первоначальная стоимость основных средств должна быть снижена на цену утилизированной части. Затем необходимо пересчитать сумму амортизации при ее расчете по линейному методу.
Новую амортизацию определяют, исходя из остаточной стоимости объекта.
Недосчитаную амортизацию по выбывающим частям основных средств необходимо списать как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.
Как рассчитать стоимость ликвидируемой части ОС
Способы расчёта стоимости убывающей части основных средств не регламентированы нормативными актами налогового и бухгалтерского учета. Определяет и фиксирует их порядок компании в своей учетной политике для налоговых и бухгалтерских целей.
Может быть несколько вариантов.
Долю ликвидируемой части в общей площади объекта вычисляют по отношению к площади, указанной в документах на право собственности или инвентаризационных бумагах. На основе полученной доли определяют начальную стоимость оставшейся части основных средств.
Ликвидационная комиссия имеет право самостоятельно установить долю ликвидируемой части объекта, выраженную в процентах от стоимости всего объекта. Например, в акте о частичной ликвидации объекта основных средств может быть указано, что подлежит ликвидации 10 % объекта. По этой же схеме рассчитывается стоимость оставшейся части.
Определяя стоимость ликвидируемой части основного средства (ОС), учитывают цену отдельных его элементов. Данные о первоначальной стоимости извлекают из документов от поставщика при приобретении объекта. По этим сведениям рассчитывается сумма начисленной амортизации, относящейся к ликвидируемой части, и ее остаточная стоимость.
При невозможности установить стоимость ликвидируемой части имущества перечисленными методами единственным вариантом выступает обращение к независимому оценщику.
Как рассчитать новую амортизацию
Частичная утилизация основных средств – не означает их исчезновения.
В производстве данные средства остаются действующими. Амортизация по ОС после частичной утилизации рассчитывается в бухгалтерии и налогах с учетом их новой стоимости.
Что делать с недоначисленной амортизацией
Незачтенную амортизацию списанной части основных средств при определении налога на прибыль необходимо списать. Способ списания зависит от применяемого фирмой метода начисления амортизации (см., например, письмо Минфина от 3 декабря 2015 г. № 03-03-06/1/70529).
При использовании линейного метода сумму недоначисленной амортизации включают в состав внереализационных расходов (п. 8 ст. 265 НК РФ). Расходы признаются на дату подписания акта о частичной ликвидации объекта ОС (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
При нелинейном учете амортизации сумма её недоначисления переносится к выводу соответствующего ОС из эксплуатации (п. 13 статьи 259.2 НК РФ). Сумму недоначисленной амортизации необходимо списывать в рамках суммарного баланса амортизационной группы, куда входит ОС.
При ликвидации части объекта бухгалтерский учет недоначисленной амортизации включает в состав прочих расходов за период, когда завершилась частичная ликвидация и утвержден акт.
В момент подписания акта необходимо осуществить следующие записи.
Счет 01, субсчет «Выбытие основных средств» зачислен. Счет 01, субсчет «Основные средства в организации» списан.
Стоимость объекта снижена на сумму ликвидированной части.
Счёт 02 (Дебет) 0, Счёт 01 (Кредит) , субсчет «Выбытие основных средств»….
В расчет включена сумма амортизации по ликвидированным активам.
Дебет счета 91.2, кредит счета 01, субсчет «Выбытие основных средств».
В состав прочих расходов входит остаточная стоимость ликвидированного имущества.