Отчетность 2017: изменения бухучета

Автор: | 31.10.2017

Отчетность 2017: изменения бухучета

Год близится к завершению, а значит, совсем скоро настанет время подведения итогов работы. А пока попросили редакцию авторов книги «Годовой отчет 2017» под редакцией Владимира Мещерякова собрать самые значимые изменения в РСБУ, которые повлияли на работу учетчиков в течение года.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, – это увеличение размера пени, которые начисляют за неуплату налогов. Их размер увеличился в два раза. Так, Федеральный закон от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ увеличил ставку пени для организаций. В соответствии с новой редакцией пункта 4 статьи 75 НК РФ, физические лица и предприятия будут рассчитывать пени по-разному. Для предпринимателей сохраняется процентная ставка, равная одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центробанка. А вот для юридических лиц ставка будет зависеть от периода просрочки. Так в случае, если просрочка составляет 30 календарных дней и менее, то ставка составит 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ. Если же период просрочки превышает 30 календарных дней, то ставка составит 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки до 30 календарных дней включительно + 1/150 ставки рефинансирования. Радует одно, такой норматив применяется только в отношении недоимки, образовавшейся с 1 октября 2017 года.

Подотчетные правила

Второй не менее важный момент – это изменение правил выдачи подотчетных сумм сотрудникам. Указание Банка России от 19 июня 2017 года № 4416-У внесены изменения в Указание Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У относительно порядка расчетов с подотчетными лицами. Кроме установления порядка оформления кассовых документов в электронном виде, отменено требование выдавать подотчетные средства только при отсутствии у сотрудника задолженности по ранее выданным авансам. С 18 августа 2017 года работнику можно выдать наличные, даже если по предыдущему авансу он не представил отчет о расходовании средств. Кстати, стало необязательным заявление на выдачу подотчетной суммы. Достаточно одного распорядительного документа руководителя.

Читайте также «Новые правила выдачи денег под отчет»

Учетные изменения

Еще одним важным нововведением текущего года стало изменение ПБУ «Учетная политика организации». Так, Приказом Минфина от 28 апреля 2017 года № 69н внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Теперь компания, которая составляет отчетность по МСФО, вправе руководствоваться ФСБУ с учетом МСФО.

Во-первых, если в ФСБУ установлен способ, который не соответствует МСФО, организация вправе его не применять.

Во-вторых, в случае если по конкретному вопросу в ФСБУ не установлены способы ведения учета, то организация разрабатывает его и руководствуется последовательно: МСФО, федеральными или отраслевыми стандартами бухучета по аналогичным вопросам или же рекомендациями по бухучету.

В-третьих, предприятия, которые применяют упрощенные способы учета, формируют свою политику исключительно по требованиям рациональности, если другое не прописано в ФСБУ.

И, в-четвертых, когда формирование учетной политики приводит к недостоверному представлению финансового положения фирмы и результатов ее деятельности, организация вправе отступить от правил, если: определили обстоятельства, которые препятствуют сформировать достоверное представление о финансовом положении, результатах и движении денежных средств; есть альтернативный способ ведения бухучета, который позволит устранить недостоверность; альтернативный способ не повлечет другие обстоятельства, при которых бухгалтерская отчетность будет недостоверной; информация об отступлении от правил пунктов 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 и применение альтернативного способа учета раскрыты в учетной политике. Указанные правила вступили в действие с 6 августа 2017 года.

Читайте также «В 2017 году ПБУ стали федеральными стандартами»

Страхование жизни

Еще одно изменение, которое вплотную коснулось деятельности бухгалтерских служб предприятий – это порядок получения вычета по страхованию жизни. Теперь его можно получить непосредственно у работодателя. Социальный вычет по добровольному страхованию жизни разрешается получить у работодателя с 1 января 2017 года в течение налогового периода. Это установлено Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 403-ФЗ. Такой вычет предоставляется в сумме взносов, которые уплачивались по договорам, начиная с 1 января 2015 года, в т. ч. заключенным до указанной даты.

Обратите внимание

Особое внимание чиновники уделили в этом году налогу на прибыль. Так, Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 251-ФЗ ввел новый вид прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при расчете налога на прибыль. Это расходы на оплату независимой оценки квалификации работников.

Согласно статье 219 Налогового кодекса в редакции до вступления в силу нового закона этот вычет налогоплательщик мог получить по окончании периода в инспекции на основании декларации. Или у работодателя, но при условии, что он удерживал взносы из зарплаты работника и перечислял их за него в страховую компанию. То есть вычет у работодателя получить было невозможно, если договор страхования жизни заключался без его участия. И заявить льготу в большинстве случаев можно было только по окончании года.

С 1 января 2017 года этот вычет может быть предоставлен налогоплательщику до окончания периода. Для этого нужно обратиться в компанию с письменным заявлением, а до этого получить в инспекции уведомление о праве на вычет, предоставив туда документы, подтверждающие понесенные затраты.

Новые прочие расходы

Особое внимание чиновники уделили в этом году налогу на прибыль. Так, Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 251-ФЗ ввел новый вид прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при расчете налога на прибыль. Это расходы на оплату независимой оценки квалификации работников. Для лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности и на признание их квалификации положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, введена независимая оценка квалификации работников, а в связи с введением данного института – внесены поправки в Налоговый кодекс. Если инициатором оценки является работодатель, который в этом случае ее и оплачивает, суммы платы за прохождение оценки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании подпункта 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ, изложенного в новой редакции. В этой норме речь идет о расходах, связанных с подготовкой, переподготовкой и обучением персонала. С 1 января 2017 года сюда добавили расходы на независимую оценку квалификации. Не обделен вниманием и вопрос обоснования и документального подтверждения этих трат.

В законе указано, что физлицо, в отношении которого организация заключила договор на оценку квалификации, должно работать на основании трудового договора. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению независимой оценки и одного года работы данного физического лица, но не менее четырех лет.

Читайте также «Независимой оценки квалификации работников – новый вид прочих расходов учитываем в отчетности в 2017 году»

Стоимость «по кадастру»

Нерадостное изменение коснулось порядка исчисления налога на прибыль. Так пересчет налога на имущество предприятий в результате изменения кадастровой стоимости, пункт 15 статьи 378.2 НК РФ допускает изменение кадастровой стоимости в случае выявления технической ошибки в налоговом периоде, когда эта неточность была выявлена. С 1 января 2017 года изменение кадастровой стоимости возможно при выявлении не только технической ошибки, но и любой другой, в результате которой стоимость имущества была определена ошибочно. И изменять в этом случае кадастровую стоимость объекта в налоговых целях можно также в налоговом периоде выявления ошибки.

Читайте также «Налог на имущество: отчетность 2017»

10-процентная ставка

Очень внимательными нужно быть тем бухгалтерам, на предприятиях которых используются льготные налоговые ставки.

Дело в том, что с 1 июля 2017 года изменили порядок освобождения от уплаты НДС и применения 10-процентной ставки при реализации медицинских изделий. Теперь, чтобы применить льготу или 10-процентную налоговую ставку, в инспекцию необходимо предоставить регистрационное удостоверение изделия. Оно должно быть оформлено либо по правилам ЕАЭС, либо по российскому законодательству. Российские удостоверения можно применять до 31 декабря 2021 года (Федеральный закон от 7 марта 2017 г. № 25-ФЗ).

Читайте также «Товары по ставке НДС 10 процентов: перечень уточнен»

Натуральная форма

Немало споров течение года возникало и по теме уплаты налогов за третьих лиц. Теперь налоговики выделили новый вид дохода в натуральной форме. Так, в пункте 5 статьи 208 НК РФ сказано, что доходы в виде сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, уплаченных в соответствии со статьей 45 НК РФ за налогоплательщика иным физическим лицом, облагаемым доходом не признается. Отсюда вывод: если третьим лицом, уплачивающим налоги за физическое лицо, выступит организация, то налогооблагаемый доход у физлица, за которое налог был заплачен, возникнет, и ему придется платить с него НДФЛ. Поскольку появляется облагаемый доход, полученный в натуральной форме. 

Читайте также «Платеж за третьих лиц в 2017 году»


Читать оригинал