Отпускные можно как переплатить, так и недоплатить. Налоговые последствия имеются в обоих случаях. Какие это последствия, и как их исправить, читайте в статье.
Общие правила исправления ошибок
Бухгалтер, рассчитывая отпускные, может допустить ошибку. Ошибка, или неточность в вычислениях, согласно пункту 2 ПБУ 22/2010 (утв. приказом Минфина от 28 июня 2010 г. № 63н), ведет к неправильному отражению в бухучете фактов хозяйственной деятельности.
Поэтому ошибки нужно исправлять. Они могут быть существенными и несущественными.
Критерии существенности фирма устанавливает в учетной политике.
Ошибки при расчете отпускных вполне можно отнести к несущественным. Для таких ошибок ПБУ 22/2010 предусматривает такой порядок исправления:
- верные записи в бухучет вносят в том месяце, когда была выявлена ошибка;
- прибыль или убыток, возникшие в результате исправления ошибки, относят к расходам периода исправления ошибки.
Выплатили больше
Переплата отпускных означает:
- работник получил на руки «лишние» деньги;
- суммы НДФЛ и страховых взносов оказались завышенными;
- текущие расходы фирмы оказались тоже завышенными.
Исправляем эту ошибку так. В бухучете в месяце выявления вносим сторнировочные записи: уменьшаем начисленные суммы по отпускным выплатам и зарплатным налогам.
Если исправления относятся к разным месяцам внутри квартала, в расчете по страховым взносам за квартал все придет в норму. Если отчет уже сдан, подайте уточненку.
Излишне удержанный НДФЛ можно учесть в счет уменьшения удержаний с будущих выплат (исходим из того, что работник продолжает работать в вашей фирме).
Но саму переплату отпускных невозможно удержать без согласия работника.
Если работник не дает согласие на удержание, то переплата отпускных в месяце обнаружения становится расходом (убытком), который не учитывается в налоговом учете.
Выплатили меньше
Недоплата отпускных означает, что:
- работник недополучил деньги;
- зарплатные налоги недоплачены;
- расходы занижены.
Исправить такую ошибку гораздо проще, чем связанную с переплатой.
В бухучете нужно доначислить дополнительные отпускные и налоги с них. Сделать это нужно в месяце выявления ошибки, отнеся в прочие расходы – на счет 91.
Выплатить работнику долг по отпускным. Начислить и удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет. Также начислить и доплатить в бюджет недостающую сумму страховых взносов.