Ошибки при инвентаризации нужно вовремя исправлять. Но лучше не допускать

Автор: | 05.09.2024
Ошибки при инвентаризации нужно вовремя исправлять. Но лучше не допускать

Инвентаризация является важнейшим этапом подготовки в годовому отчету, и провести ее нужно без ошибок. Они могут привести к искажению показателей, иначе отчетность могут признают недостоверной, а можно еще и штраф получить.

Кто обнаружит недостоверность бухотчетности

Недостоверность бухотчетности может быть обнаружена при проверке налоговыми органами или аудиторами.

В примечании к статье 15.11 КоАП РФ говорится, что грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности считают:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов по причине искажения данных бухучета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов в денежном измерении;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
  • отсутствие в течение установленных сроков хранения первичных учетных документов, регистров бухучета, бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения (если проведение аудита обязательно).

За ошибки, допущенные в ходе инвентаризации, которые привели к искажению отчетности на 10% и более, администрацию компании могут оштрафовать на сумму от 5000 до 10 000 рублей по статье 15.11 КоАП РФ.

Таким образом – инвентаризация является важнейшим этапом подготовки в годовому отчету, и провести ее нужно без ошибок.

Приказ об инвентаризации

Составляя приказ об инвентаризации, не забудьте указать в нем обязательные реквизиты:

  • даты начала и окончания инвентаризации;
  • состав комиссии;
  • перечень проверяемых имущества и обязательств;
  • порядок инвентаризации.

Правильно определяйте состав комиссии. В ней не должно быть материально ответственных лиц. Сроки в приказе должны соответствовать масштабу инвентаризации, а то часто бывает, что объем работы большой, а период инвентаризации один-два дня.

Документы до начала инвентаризации

Перед началом инвентаризации
бухгалтер должен представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость имущества и обязательств фирмы. Вся информация, которая содержится в регистрах, должна быть подтверждена первичными документами.

Руководитель инвентаризационной комиссии обязан завизировать приходные и расходные документы, приложенные к отчетам (регистрам), и сделать в них запись «до инвентаризации на___(дата)». На основании этих документов комиссия определяет стоимость имущества и обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа «По данным бухгалтерского учета»).

Опись подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Опись хранится в архиве фирмы не меньше пяти лет.

Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными.

Инвентаризацию активов проводят с участием материально-ответственных лиц (кладовщиков, кассиров и т. д.).

Материально-ответственные лица представляют приходно-расходные документы и расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на проверяемое имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны. Отсутствие расписок не допускается.

Ошибки в процессе ревизии

В процессе ревизии тоже могут быть ошибки, которые могут привести к недействительности результатов. Например:

  • при инвентаризации товарно-материальных ценностей не ведут отдельные описи на ценности, которые поступают и отпускаются во время проверки;
  • не опечатывают помещение с проверяемыми товарно-материальными ценностями при каждом уходе из него комиссии и т. п.
  • не инвентаризируют резервы.

Когда инвентаризацию лучше отложить

Лучше отложить инвентаризацию, если что-то из членов комиссии
не может участвовать в проверке и не явился, а издать приказ на замену и оперативно заменить его не получилось.

Отсутствие члена инвентаризационной комиссии и в результате отсутствие его подписи на инвентаризационных документах является основанием для признания ее результатов недействительными.

Не стоит расписываться за отсутствующего члена комиссии, если впоследствии выяснится, что он не мог присутствовать на инвентаризации из-за болезни, командировки и т.п.

Итоговые документы

Проверьте, удалось ли вам собрать полный пакет документов при инвентаризации. Это:

  • приказ о проведении инвентаризации;
  • инвентаризационные описи (акты);
  • при выявлении отклонений — сличительные ведомости;
  • протокол итогового заседания инвентаризационной комиссии;
  • приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации.

При оформлении этих бумаг соблюдайте хронологию и правила оформления, проставляйте все обязательные записи, подводите итоги, в случае отсутствия информации – ставьте прочерки, собирайте все необходимые подписи и т.д.


Источник