Новый федеральный стандарт о документах бухучета содержит норму, согласно которой в первичном документе могут быть две даты. Вместе с тем вы знаете, что на практике по дате первичного документа определяют, когда делать проводку. Нет ли путаницы, и не вводит ли новая норма бухгалтера в заблуждение?
Первичный документ – основа бухучета
Документы бухгалтерского учета — это:
- первичные учетные документы;
- регистры бухгалтерского учета.
Первичный учетный документ – основание для отражения в бухучете факта хозяйственной жизни.
Закон о бухучете требует, чтобы первичку составляли в тот момент, когда происходит операция. Каким числом сделать проводку, бухгалтер определяет по дате документа.
Вместе с тем закон о бухучете допускает, что первичный документ допускается оформить и после того, когда операция уже свершилась (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ).
Это правило можно применить, если вы не успели вовремя составить документы. Ведь такая ситуация – не редкость и наверняка многим знакома. Например, вы отгрузили товар в декабре, а документы сумели оформить только в январе.
Новая норма — две даты в одном документе
ФСБУ 27/2021 предусматривает, что датой составления первичного документа считается дата его подписания. Если же дата совершения хозяйственной операции отличается от даты составления документа, нужно указать и ее.
Это означает, что в первичном документе могут быть две даты (п. 8 ФСБУ 27/2021):
- одна указывает на то, когда произошла операция;
- другая — на день, в который составили документ.
Вернемся к декабрьской отгрузке, оформленной первичным документом в январе. Если в нем указано, что это была декабрьская отгрузка, и стоит дата оформления бумаги, то таким образом и получается первичка с двумя датами. Что соответствует нормам ФСБУ 27/2021.
Ломать голову над тем, что делать, если не успели вовремя составить документы, и оформлять бумаги задним числом больше не нужно.
Но отражать операцию все равно нужно по ее сути, в том периоде, когда она произошла.
Пример. По какой дате отражать операцию в бухучете, если в первичном документе стоит две даты
Компания отгрузила товар 31 декабря. Выписать накладные в этот же день бухгалтер не смог, а оформил их после новогодних каникул, 10 января, указав две даты:
- 31.12.2021 - дата совершения операции;
- 10.01.2022 - дата оформления документа.
Реализацию (переход права собственности на товар к покупателю) нужно отразить 31 декабря 2021 года.
Этой же датой должен оприходовать товар и покупатель.
Напомним: начало применения ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (Приказ Минфина от 16 апреля 2021 г. № 62н) приходится на 2022 год, кроме абзаца 1 пункта 25. Его перенесли на 1 января 2024 года (приказ Минфина от 23 декабря 2021 г. № 224н), и касается он хранения документов бухучета и сведений из них, а также размещения баз с этими данными в России.