Новые правила работы аудиторов с 1 января 2022 года

Автор: | 24.01.2022

Новые правила работы аудиторов с 1 января 2022 года

Законодательство об аудиторской деятельности в последнее время корректируют довольно часто, о некоторых изменениях обычным фирмам тоже полезно знать.

Последние поправки  в Закон № 307-ФЗ об аудиторской деятельности были внесены в июле 2021 года. Большой блок изменений внес Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2022 г.  В частности, изменили состав субъектов обязательного аудита. Более ранние изменения были внесены в НК РФ, и они касались  аудиторской тайны.

Кому запретили проводить обязательный аудит

Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации с выдачей заключения по установленной форме о ее достоверности. Такую проверку проводят частные аудиторские компании или индивидуальные предприниматели за счет средств проверяемого лица.

Аудиторская проверка бывает двух видов:

  • обязательная;
  • добровольная (инициативная).

С 1 января 2022 г. индивидуальные аудиторы не вправе проводить обязательный аудит, они исключены из числа субъектов обязательного аудита (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ).

Обязательные аудиторские проверки проводят те, кому это предписано Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» или другими федеральными законами.

Бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит. Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона «Об акционерных обществах».

Обязательный аудит по закону об аудиторской деятельности

По Закону № 307-ФЗ обязательному аудиту подлежат, в частности:

  • общественно значимые организации;
  • бюро кредитных историй;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • фирмы, которые получили в предшествующем году доходы от предпринимательской деятельности по данным налогового учета свыше 800 000 000 рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин);
  • фирмы, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего года превышает 400 000 000 рублей;
  • фонды, которые за предшествующий год получили имущество, включая деньги, на сумму более 3 000 000 рублей;
  • организации в случаях, установленных федеральными законами.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ для целей аудита ввел понятие «общественно значимая организация» и определил их состав.

Общественно значимыми организациями считаются общественно значимые организации на финансовом рынке.

Таких организаций стало больше. К ним, в частности, относятся:

  • публичные акционерные общества (ПАО);
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;
  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • бюро кредитных историй;
  • клиринговые организации;
  • организаторы торговли;
  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
  • государственные компании
  • организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности не менее 25%.

Аудиторские услуги (аудит и сопутствующие ему услуги) общественно значимым организациям с 2023 года могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в специальный Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Кроме «обычных» элементов, определенных международными стандартами, в заключении аудиторов должны быть раскрыты обстоятельства, которые могут влиять на достоверность отчетности.

Как аудиторская тайна перестает быть тайной

Налоговые инспекции всех уровней могут истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов любые документы и информацию, полученные о налогоплательщике в ходе аудита или другого взаимодействия с клиентами. Это введено еще Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 231-ФЗ о внесении поправок в Налоговый кодекс, который действует с 1 января 2019 года. Принятые изменения, по сути, уничтожили понятие аудиторской тайны.

Чтобы получить информацию, инспекция должна прислать аудитору запрос. Основанием для такого запроса является решение руководителя (его заместителя) ФНС России.

В частности, аудиторы должны направить в налоговую все документы (информацию), которые являются основаниям для исчисления, уплаты, удержания, перечисления налогов, сборов, страховых взносов в бюджет РФ.

Условие: налоговики уже обращались с этим вопросом к самому налогоплательщику или налоговому агенту в процессе контрольных мероприятий и затребовали у него такие сведения, а он не их не представил.

Истребовать информацию налоговики могут при проведении:

  • выездной налоговой проверки;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Камеральные проверки в этот перечень не входят, хотя и могут служить основанием для проведения надзорных мероприятий.

Также инспекторы ФНС могут истребовать у аудиторов все вышеперечисленные документы и данные, если в отношении проверяемого лица поступил официальный запрос компетентного фискального органа иностранного государства (территории), с которым у РФ заключен международный договор об обмене информацией.

Аудитор в течение 10 дней с момента получения запроса должен передать налоговикам необходимую информацию и документы.

За отказ предоставить информацию для аудиторов предусмотрено административное наказание. Размер штрафа в этом случае по КоАП РФ достигает 10 000 рублей.

Аудитор может сообщить своему клиенту о поступившем запросе, но только в случае, если запрос не содержит запрет на разглашение такой информации.

Аудиторское заключение необходимо хранить вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в течение всего срока, который установлен для хранения отчетности, но не менее пяти лет после отчетного года (п. 1 ст. 29 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Требования к минимальной численности аудиторов

Чтобы иметь членство в СРО аудиторов, в компании должно быть не менее 3-х аудиторов, работающих по трудовым договорам. С 1 июля 2022 года такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы. Причем, эта информация должна быть доступна проверяющимся.

Сайт аудиторов

Теперь аудиторские компании обязаны вести сайт и раскрывать информацию о деятельности на этом информационном ресурсе. Ранее сайт был всего лишь рекомендацией.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами

наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Получить издание


Читать оригинал