Вы уже готовитесь к новогодним праздникам и оформляете офис или торговый зал? А бухгалтер ломает голову над тем, как учесть траты на украшение? Чтобы учесть расход, он должен быть экономически обоснованным и документально подтвержденным. Можно попытаться выполнить это требование и не переплачивать налог на прибыль.
Экономическое обоснование расходов
Уменьшать прибыль фирмы могут только те расходы, которые экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
О затратах на новогоднее убранство нигде в НК РФ не говорится, а их-то инспекция точно не обойдет своим вниманием.
И тем не менее, экономически обоснованными «новогодние» расходы можно признать.
Экономическая обоснованность — это направленность расхода на получение дохода.
Любая фирма заинтересована в продвижении своих товаров или услуг. Организацию такой работы описывают в маркетинговой политике. На основе этого документа принимаются многие управленческие решения. Не является исключением и новогоднее оформление.
Чем суды оправдывали новогодние расходы
Судебная практика свидетельствует о том, что когда налоговая пытается снять расходы на новогоднее оформление помещения (и не только новогоднее), судьи поддерживают те компании, которые имеют их экономическое обоснование — маркетинговую политику .
Так, оправдывая затраты на цветы в офисе, суд отметил, что это относится к реализации маркетинговой политики, и эти расходы являются прочими на основании подпункта 49 статьи 264 НК РФ. Поскольку благоприятная атмосфера в офисе дает возможность привлекать больше покупателей и инвесторов (речь шла о строительстве) (Постановление ФАС МО от 23 мая 2011 г. № КА-А40/4531-11).
А как же с елочными украшениями? Затраты на них тоже связали с мерами для привлечения покупателей, то есть с целями получения дохода (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2007 г. № А33-10956/2006 06).
Кстати, в пункте 4 статьи 264 НК РФ говорится о расходах на украшение витрин. Такие расходы можно учесть в составе рекламных расходов, связанных с производством и реализацией, и они не нормируются (подп. 28 п. 1, абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Налоговики могут попытаться признать расходы на новогоднее оформление неоправданными, так как этот период и так характеризуется повышенным спросом. Однако сезонность не исключает возможность признания расходов при применении маркетинговых методов, если они не только направлены на получение дохода, но и привели к улучшению экономических показателей.
Об увеличении выручки свидетельствуют выписки из учетных регистров за несколько идущих подряд месяцев (Постановление ФАС МО от 25 ноября 2009 г. № КА-А40/12070-09).
Документальное подтверждение расходов на новогоднее оформление
Итак, сделаем выводы.
Важным документом, который экономически обосновывает расходы, включая расходы на оформление помещений к новому году, является маркетинговая политика.
Понадобится еще приказ руководителя, в котором прописано мероприятие, его сроки, ответственные исполнители и смета затрат. Также в приказе должна быть четко сформулирована цель — повышение покупательского спроса на товары.
Но и это не все. Для верности будет нелишним отчет о результатах с конкретными цифрами. Это могут быть:
- выписки из учетных регистров о выручке за несколько месяцев, из которых видна ее динамика;
- справка об увеличении количества клиентов;
- данные о сумме среднего чека за период и т.д.