Порядок ведения налогового учета влияет на самые разные аспекты хозяйственной деятельности предприятия. Как в нем не ошибиться – расскажем в нашей статье.
Что такое налоговый учет
Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового кодекса. Так, налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
Как видно из определения, налоговый учет необходим для того, чтобы исчислить налог на прибыль. Но правила, установленные главой 25 Налогового кодекса, таковы, что сделать это на основании одних лишь данных бухгалтерского учета невозможно.
Главная задача налогового учета – сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) требует организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль.
Однако оно не освобождает фирму от ведения налогового учета.
Обратите внимание
С 2012 года в Налоговый кодекс введено понятие «консолидированная группа налогоплательщиков». Если фирма является ответственным участником группы, то она обязана вести налоговый учет по всей группе. Однако это не означает, что остальным членам группы учет можно не вести. Они ведут налоговый учет и предоставляют его данные ответственному участнику группы.
Из данных налогового учета должно быть ясно:
- как предприятие определяет доходы и расходы;
- как предприятие определяет долю расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;
- какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;
- как предприятие формирует сумму резервов;
- каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.
Подтверждением данных налогового учета являются первичные документы, расчет налоговой базы, аналитические регистры налогового учета.
Что такое регистры налогового учета
Регистры налогового учета – это формы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль (ст. 314 НК РФ). Она берется из первичных документов или регистров бухгалтерского учета.
Единой формы регистров нет, поэтому каждая фирма должна разработать их самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу об учетной политике для целей налогообложения.
Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты. Вот они:
- наименование;
- период (дата) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.
При разработке регистров налогового учета можно воспользоваться рекомендациями МНС России (ныне ФНС России) «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».
Регистры налогового учета можно вести либо вручную на бумаге, либо в электронной форме на компьютере. Каждый регистр должен быть обязательно подписан лицом, отвечающим за его составление. Им может быть как бухгалтер фирмы, так и специалист, занимающийся непосредственно налоговым учетом.
Как вести налоговый учет
Налоговым кодексом организации предоставлено право выбрать вариант формирования регистров налогового учета.
Существует два способа:
1. Наиболее целесообразно строить налоговый учет на основе бухгалтерского. Для этого прежде всего нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются. Подробнее об этом смотрите раздел «Налог на прибыль».
Затем нужно по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику: установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов, списания материально-производственных запасов в производство, определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т. д. Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут одновременно участвовать в расчете налога на прибыль.
Однако не забывайте: сближать налоговый и бухгалтерский учет не всегда выгодно. Так, например, если фирма выбирает единый для бухгалтерского и налогового учета метод начисления амортизации – линейный, то начисленные суммы по сравнению с другими методами уменьшаются, в результате сумма налога на имущество увеличивается.
Карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские документы можно использовать в качестве регистров налогового учета. Налоговый кодекс не запрещает это делать. Если же в регистрах бухгалтерского учета будет содержаться недостаточно информации для определения налоговой базы, то в них можно внести дополнительные реквизиты.
2. Можно организовать отдельный налоговый учет, то есть построить независимую систему налогового учета, никак не связанную с бухгалтерским. В этом случае придется разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию нужно будет одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского, так и в регистрах налогового учета.
Как рассчитать налоговую базу
За каждый отчетный (налоговый) период фирма составляет расчет налоговой базы (ст. 315 НК РФ). Он должен содержать информацию о величине налоговой базы, ставках налога, сумме налога. Так, например, по налогу на прибыль это данные:
- о сумме доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
- о сумме расходов, уменьшающих доходы от реализации;
- о прибыли (убытке) от реализации;
- о сумме внереализационных доходов;
- о сумме внереализационных расходов;
- о прибыли (убытке) от внереализационных операций;
- о сумме налоговой базы за отчетный период.
Обратите внимание
Все подобные данные, как правило, содержатся в налоговой декларации по налогу. Поэтому самостоятельно разрабатывать формы расчета налоговой базы и утверждать ее приказом об учетной политике для целей налогообложения не обязательно. Достаточно правильно заполнить все листы и приложения декларации.