Модернизация малоценного имущества: особенности списания

Автор: | 12.11.2024
Модернизация малоценного имущества: особенности списания

Лимит отнесения имущества к амортизируемому в налоговом учете – 100 000 рублей. Если первоначальная стоимость ОС меньше, его разрешается единовременно списывать в расходы при вводе в эксплуатацию. Но объект продолжает существовать физически, его используют в производстве, он может требовать ремонта, а в ряде случаев его даже модернизируют. Как списывать эти расходы?

Амортизируемое имущество в налоговом учете

В налоговом учете амортизируемым является имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Затраты на приобретение амортизируемого имущества списываются в расходы при определении базы по налогу на прибыль постепенно, посредством начисления амортизации.

Имущество стоимостью менее 100 000 рублей не является амортизируемым. Его еще называют «малоценкой». Его стоимость включается в состав материальных расходов. Чаще всего его списывают в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию.

Но использовать такое имущество можно в течение нескольких лет. В этом случае фирма может не списывать его сразу, а делать это постепенно в течение срока использования (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

И амортизация ОС, и материальные расходы относятся к одному виду налоговых расходов – расходов, связанных с производством и реализацией, но к разным группам.

Как малоценка становится амортизируемым имуществом

Может ли малоценка стать амортизируемым имуществом?

Может. Об этом не раз предупреждал Минфин (см., к примеру, письмо от 18 января 2021 г. № 03-03-06/1/2001).

На эту же тему – письмо Минфина от 17 июня 2021 г. № 03-03-06/1/47706.

После модернизации ОС его первоначальная стоимость может стать более 100 000 рублей. В этом случае фирма должна перевести его из малоценного в амортизируемое, даже если затраты на его приобретение изначально были отнесены к материальным расходам.

Из письма можно также понять, каким образом списывать сумму, потраченную на модернизацию.

Решаем вопрос с первоначальной стоимостью

В письме Минфина от 17 июня 2021 г. № 03-03-06/1/47706 сказано, что «расходы на проведение модернизации следует учитывать путем начисления амортизации».

Из пункта 2 статьи 257 НК РФ следует также, что в случае, когда остаточная стоимость ОС равна нулю, фирмы вправе увеличить первоначальную стоимость объекта, даже нулевую, на сумму, потраченную при модернизации.

Таким образом, модернизированный объект, который используется в качестве средств труда, в налоговом учете следует отнести к амортизируемому имуществу для целей налогообложения прибыли. Остаточная стоимость такого объекта будет равна нулю. А новая первоначальная — расходам на его модернизацию. Списывать ее нужно путем начисления амортизации.

Такой же подход мы можем найти и в разъяснениях ФНС (см. решение ФНС от 22 октября 2018 г. № СА-4-9/20538@).

Первоначальную стоимость ОС, которая была определена при вводе его в эксплуатацию, учитывать при расчете амортизации после модернизации нельзя (если она уже полностью списана на расходы). А раз остаточная стоимость такого ОС равна нулю, амортизацию надо начислять исходя из новой первоначальной стоимости. И новая первоначальная стоимость равняется стоимости модернизации.


Источник