Новые правила оформления путевых листов утверждены приказом Минтранса от 28 сентября 2022 года № 390. Они меняют состав обязательных реквизитов путевого листа, разрешают выбрать вид документа – бумажный или электронный. А в оформлении путевого листа участвуют традиционно несколько специалистов.
Разрешена электронная форма путевого листа
С 1 марта 2023 года Федеральным законом от 6 марта 2022 года № 39-ФЗ путевые листы разрешено составлять в электронном виде. Это нашло отражение в новых правилах оформления путевых листов, которые утверждены приказом Минтранса от 28 сентября 2022 года № 390. В них уточнено, что путевой лист должен быть оформлен на бумажном носителе или сформирован в виде электронного документа. Это полностью соответствует требованиям к первичным бухгалтерским документам.
А правила использования электронного путевого листа такие. Водитель или перевозчик при приеме груза для перевозки должен предъявить для сверки или электронный путевой лист, или его копию на бумаге.
Обратите внимание, что в новых правилах не упомянут журнал регистрации путевых листов. По старым правилам собственники ТС обязаны регистрировать оформленные путевые листы в специальном журнале регистрации. С 1 марта эта обязанность снимается.
Собственник ТС
Из новых правил следует, что путевой лист нужно составлять на каждое транспортное средство при перевозке пассажиров, багажа и грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
В общем случае путевой лист оформляет владелец (собственник) ТС.
Есть уточнение. Если ТС передано во временное владение и пользование за плату по договору аренды транспортного средства с экипажем, то арендодатель оформляет путевой лист. Ведь он является собственником автомобиля.
Медицинский работник
Отметки о прохождении медосмотра водителя проставляет на путевом листе медработник, проводивший осмотр.
Медработник проставляет отметку:
- по итогам предсменного, предрейсового медосмотра — «прошел предсменный медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»
- по итогам послесменного, послерейсового медосмотра — «прошел послерейсовый медицинский осмотр»
Он указывает дату и время проведения медосмотра и заверяет запись своей подписью. В электронном путевом листе — усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной ЭП (формируется на портале Госуслуг).
Технический специалист
Отметки о выпуске ТС на линию проставляет специалист, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Он проставляет отметку в путевом листе:
- «выпуск на линию разрешен»;
- или «выпуск на линию не разрешен».
Соответствующая отметка в бумажном листе заверяется его собственноручной подписью, в электронном путевом листе — электронной (УКЭП или УНЭП).
Также технический специалист указывают:
- дату и время проведения контроля технического состояния ТС;
- дату и время выпуска ТС на линию.
Отдельный «назначенец»
В путевом листе среди обязательных реквизитов значатся показания одометра. Дату, время и показания одометра указывают:
- при выезде ТС с парковки;
- при заезде на парковку;
- при передаче ТС от водителя к водителю (согласно новым правилам).
Записи также заверяются подписью ответственного лица, которое должен назначить руководитель компании (ИП).
Путевые листы заполняют все, кто эксплуатирует ТС
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ обязанность оформления путевых листов вменяется:
- компаниям, осуществляющим перевозку пассажиров на маршрутных такси в черте города и пригороде;
- транспортным организациям, совершающим междугородные пассажирские перевозки;
- компаниям, специализирующимся на автомобильной транспортировке грузов и багажа;
- транспортным компаниям, деятельность которых связана с иными видами наземного общественного транспорта (трамваи и троллейбусы).
Исходя из этого, многие отказываются от ведения путевых листов. Однако практика свидетельствует о важности оформления путевых листов, чтобы:
- иметь точные сведения о том, где находилось транспортное средство в рабочее время, и какую работу производил водитель, управляющий им;
- иметь возможность отчитываться перед налоговиками без расхождений в данных;
- обеспечить правильный учет топлива;
- иметь право на уменьшение налогооблагаемой базы.
Путевой лист является основным первичным документом для контроля пробега транспортного средства, списания топлива, оплаты труда водителей и исчисления налогов. Путевым листам налоговики уделяют пристальное внимание. Они могут не признать расходы, не подтвержденные документально, как экономически не обоснованные. Это может произойти и в случае, если в путевом листе нет одного из обязательных реквизитов.
Дополнительную информацию вы найдете в бераторе Практическая энциклопедия бухгалтера.
Если у вас есть доступ — пользуйтесь. Если нет, зайдите и зарегистрируйтесь на 3 дня. Вот ссылки на материалы, которые вам пригодятся.
Стандартный перечень документов, подтверждающих факты хозяйственной жизни
Спорные документы