Светлана Сидоркина, ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения компании «ИК Ю-Софт», внимательно изучила уже нашумевшие Рекомендации Банка России, направленные в прошлом месяце в кредитные учреждения для выявления ими сомнительных операций.
Банк России выпустил «Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (утв. 16 февраля 2018 г. № 5-МР).
Банки документ уже получили и начали его применение. Что же рекомендует регулятор кредитным структурами при работе с компаниями?
Рекомендации разработаны как план по выявлению клиентов-резидентов, являющихся юридическими лицами или ИП, по банковским счетам которых могут осуществляться сомнительные операции.
Под сомнительными операциями имеются в виду уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод средств из страны, отмывание доходов и т. д.
Кредитным организациям рекомендуется еженедельно анализировать операции клиентов, после чего банки будут сопоставлять соотношение объема средств, поступивших на счет с учетом НДС, и денег, списанных со счета без НДС. Зачисление на счета средств с НДС и значительное перечисление денег контрагентам без налога может свидетельствовать о применении компанией серых схем.
Фокус на деталях
Как банки будут определять, когда компания работает законно, а когда пытается сократить свои фискальные отчисления?
Во-первых, операция покажется сомнительной, если будет обнаружено полное списание средств со счета без НДС, в то время как деньги поступили с учетом налога. Допустимые значения доли НДС, подлежащей уплате в бюджет, могут составлять:
- 10 процентов дебетового оборота в объеме приобретения продукции по ставке 10 процентов;
- 18 процентов дебетового оборота в объеме приобретения продукции по ставке 18 процентов;
- от 10 до 18 процентов дебетового оборота в случае осуществления операций, облагаемых по разным ставкам НДС.
Во-вторых, регулятор рекомендовал банкам уделять повышенное внимание операциям, когда доля зачисления средств на счет с НДС в общем объеме зачислений составляет более 70 процентов, а доля списания со счета в общем объеме – менее 30 процентов.
В дальнейшем соотношение таких платежей кредитная организация может изменять с учетом оценки риска клиента, масштаба и характера его деятельности.
Обратите внимание
Рекомендации разработаны как план по выявлению клиентов-резидентов, являющихся юридическими лицами или ИП, по банковским счетам которых могут осуществляться сомнительные операции.
Под контроль попали и ряд переводов средств, которые предусматривают списание со счета без НДС. Предполагается, что целью таких платежей может в дальнейшем являться неуплата налогов. В категорию таких операций попадают:
- переводы средств на счета филиалов ФГУП «Почта России»;
- переводы на счета платежных агентов и банковских платежных агентов;
- переводы юридическими лицами со своих банковских счетов на счета физических лиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт;
- переводы на счета лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность.
По видам деятельности
Наряду с этим регулятор приводит виды деятельности, по которым исключение НДС в расходных операциях либо перечисление налога в бюджет ниже рекомендациях ЦИ значений может являться показателем того, что действия компании направлены на уклонение от уплаты налогов; к таковым относятся:
- сельскохозяйственная сфера и сферы торговли лесоматериалами, строительными материалами, в том числе при экспорте зерновых культур, растительных масел, рыбы (ракообразных и моллюсков), лесоматериалов;
- грузовые транспортные услуги;
- строительство;
- оптовая торговля металлическим ломом, включая лом черных и цветных металлов;
- предоставление персонала;
- торговля драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями и ломом таких изделий.
При обнаружении банком отсутствия платежей по НДС в бюджет либо занижения таких платежей кредитным организациям рекомендовано проводить анализ взаимосвязей этих компаний с другими фирмами, в адрес которых производятся перечисления, запрашивать дополнительные документы (их надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату НДС либо подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налога в бюджет за налоговый период, по которому запрошены документы.
Чего ожидать от кредитных организаций
Банкам рекомендовано отказывать клиентам в приеме распоряжений, подписанных дистанционным способом, на проведение операций по счету в случае непредставления запрошенных документов либо при возникновении сомнений в их достоверности, а также в случае, когда в отношении компании внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ.
Возобновлять обслуживание компании с использованием дистанционного доступа рекомендуется только после предоставления запрошенных кредитной организацией бумаг, на основании которых возможно сделать вывод, что подозрения оказались ложными.
Следует также учитывать, что уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему ниже уровня, указанного Банком России, не является единственным фактором для подозрения компаний.
Обратите внимание
«Антитотмывочный» 115-ФЗ – закон не новый, принят он был еще в 2001 году, однако широкое распространение и применение нормы получило в последние месяцы, когда кредитные структуры в исполнение закона начали блокировать счета компаний. Общественная организация «Деловая России» обнародовала невероятную цифру – 700 000 счетов клиентов заблокировали российские банки в 2017 году. Способствовали такой активности кредитных учреждений рекомендации Центрального банка. Летом прошлого года, регулятор выпустил методические рекомендации № 18-МР, в которых уведомил банки, что финальный размер налогов по побору не может быть ниже 0,9 процентов. При несоблюдении этого норматива банки должны пристальнее изучить деятельность компании. По мнению некоторых коммерсантов, кредитные учреждения самостоятельно увеличивают норматив, при это представители банков, на такие упреки, реагируют категорическим несогласием.