Амортизационную премию применяют в налоговом учете, чтобы частично снизить налог на прибыль. Правилами бухучета она не предусмотрена, но последствия ее применения учитывать придется, так как бухгалтерская первоначальная стоимость основного средства будет отличаться от налоговой. Рассмотрим на простом примере, как отразить возникшую разницу в бухучете, как требует ПБУ 18/02.
Амортизационная премия – что это?
Фирмы, которые тратят деньги на покупку, создание или модернизацию основных средств, несут существенные расходы, которые нельзя списать сразу. Понесенные затраты требуется включить в первоначальную стоимость объекта и списывать постепенно, амортизируя его.
Но вы знаете, что пункт 9 статьи 258 НК РФ позволяет компаниям списать единовременно в расходы текущего периода часть истраченной суммы. Ее и называют амортизационной премией. В результате налог на прибыль текущего периода уменьшается из-за увеличения размера расходов.
Амортизационную премию применяют:
- в случае покупки или создания — при вводе объекта в эксплуатацию;
- в случае модернизации (достройки, дооборудования, реконструкции, технического перевооружения объекта) — на дату окончания работ.
Первоначальную стоимость ОС в налоговом учете формируют за вычетом суммы амортизационной премии.
В бухгалтерском учете амортизационная премия не предусмотрена. Затраты на приобретение (сооружение, модернизацию и т.д.) объекта в полном объеме формируют его первоначальную стоимость.
Размер амортизационной премии
НК РФ устанавливает ограничения по размеру амортизационной премии.
Для объектов, которые относятся к первой, второй и с восьмой по десятую амортизационным группам, амортизационная премия не может быть более 10% первоначальной стоимости. В случае модернизации (достройки и т.д.) — не более 10% от суммы соответствующих расходов.
Для объектов, относящихся к амортизационным группам с третьей по седьмую, амортизационная премия составляет не более 30% первоначальной стоимости ОС или затрат на модернизацию.
В учетной политике фирма должна зафиксировать факт того, что она применяет в налоговом учете амортизационную премию (письмо Минфина от 9 октября 2020 г. № 03-03-06/1/88491). Также нужно прописать размер и критерии, по которым льгота будет использована (в отношении всех ОС или отдельных объектов ОС) (письмо Минфина от 30 октября 2014 г.№ 03-03-06/1/55106). Ставка амортизационной премии не должна быть выше ее максимального размера по НК РФ.
Рассчитаем амортизационную премию
Чтобы рассчитать амортизационную премию, нужно взять первоначальную стоимость объекта (либо величину расходов на модернизацию и др.) и умножить на ставку, которую вы закрепили в учетной политике.
Пример. Как рассчитать амортизационную премию
Фирма приобрела основное средство, относящееся ко второй амортизационной группе, стоимостью 360 000 руб. (за вычетом входного НДС).
В учетной политике компании записано, что в отношении ОС из второй амортизационной группы применяется амортизационная премия, причем 90% расходов относятся к первоначальной стоимости объекта, а 10% списывается в текущие расходы.
Сумма амортизационной премии, которую можно списать единовременно в налоговом учете, составляет 36 000 руб. (360 000 руб. х 10%).
Первоначальная стоимость объекта в налоговом учете составила 324 000 руб.(360 000 руб. х 90%).
Какие проводки сделать в бухучете
Согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», при применении в налоговом учете амортизационной премии по ОС возникает разница.
Первоначальная стоимость объекта, к которому в налоговом учете применили амортизационную премию, в бухучете окажется больше. То есть эта разница — налогооблагаемая. Поэтому она связана с возникновением отложенного налогового обязательства (ОНО).
Запомните правило. Если налогооблагаемая временная разница имела место на конец прошлого года, и если такая же разница сформировалась на конец отчетного периода, то в бухучете нужно сделать проводку:
Дебет 68 Кредит 77
Разберем пример.
Пример. Как в бухучете отразить ОНО, связанное с амортизационной премией
Воспользуемся данными предыдущего примера.
Предположим, фирма приобрела основное средство в прошлом году и амортизировала его 3 месяца. В текущем году амортизация начислялась все 12 месяцев.
Определим временную разницу по состоянию на конец прошлого года.
Первоначальная стоимость ОС:
- в бухучете - 360 000 руб.;
- в налоговом учете - 324 000 руб. (360 000 - 36 000).
Ежемесячная амортизация:
- в бухучете - 12 000 руб. (360 000 руб. : 30 мес.);
- в налоговом учете – 10 800 руб. (324 000 руб. : 30 мес.).
Балансовая стоимость ОС на 31 декабря:
- в бухучете - 324 000 руб.(360 000 руб. - 12 000 руб. х 3);
- в налоговом учете – 291 600 руб.(324 000 руб. - 10 800 руб. х 3).
Таким образом, балансовая стоимость ОС по данным бухучета на конец прошлого года получилась больше, чем в налоговом учете. Временная разница – налогооблагаемая, и по состоянию на 31 декабря она составляет 32 400 руб. (324 000 – 291 600).
Теперь определим временную разницу по состоянию на конец текущего (отчетного) года.
Амортизация ОС в текущем году:
- в бухучете - 144 000 руб.(12 000 руб. х 12 мес.);
- в налоговом учете – 129 600 руб.(10 800 руб. х 12 мес.).
Балансовая стоимость ОС на 31декабря отчетного года:
- в бухучете – 180 000 руб.(324 000 - 144 000);
- в налоговом учете – 162 000 руб. (291 600 – 129 600).
Налогооблагаемая временная разница по состоянию на 31 декабря отчетного года составляет 18 000 руб. (180 000 – 162 000).
И на конец прошлого года, и на конец отчетного года есть временные разницы, и они налогооблагаемые. Поэтому их нужно сложить, а также рассчитать и отразить ОНО, исходя из ставки налога на прибыль.
Проводка будет сделана 31 декабря текущего (отчетного) года:
Дебет 68 Кредит 77
- 10 080 руб.((32 400 руб. + 18 000 руб.) х 20%) - отражено ОНО.