Как учитывать некачественный товар

Автор: | 30.08.2019

Как учитывать некачественный товар

Методику возврата некачественного товара и его последующий учет не так давно разъяснил Роспотребнадзор. Мы внимательно прочли рекомендации ведомства, разобрались в терминологии и основных категориях такой продукции для ее безопасного учета.

В конце июля Роспотребнадзор дал на своем официальном сайте развернутый комментарий по вопросам некачественного товара. Стоит отметить, что это ведомство – одно из немногих, кто действительно пытается внятно прояснить потребителям и продавцам их права и обязанности, а не просто дает штатные отписки.

Особая терминология

Как известно, в случаях, когда покупатель обнаружил в товаре недостатки, он имеет право предъявить контрагенту-продавцу или даже производителю запрос о возврате денег за такую покупку.

Еще одним вариантом решения проблемы является замена бракованного товара качественным аналогом. Но такая возможность клиентам дается лишь на время гарантийного периода или срока годности. В такой, казалось бы, простой схеме есть нюансы.

Обратите внимание

Некоторые производители не указывают срок годности и гарантийный период. В этом случае российское законодательство будет на стороне покупателя. Так, потребитель вправе предъявить свои требования изготовителю или продавцу в пределах 2 лет со дня передачи товара.

Подвох как для покупателей, так и для продавцов заключается в том, что существует 3 принципиально разных понятия: гарантийный срок, срок годности и срок службы. Такие особенности терминологии часто вносят путаницу в отношения между контрагентами, что становится причинами судебных разбирательств. Итак, разберемся, в чем же разница в этих терминах и какие могут возникнуть нюансы при предъявлении требований в отношении некачественного товара.

Срок годности

Первый термин – срок годности. С этим словосочетанием сталкивался, наверное, каждый потребитель. Многие, совершая покупки в магазине с продуктами питания, обращают внимание на маркировку производителя. Срок годности представляет из себя период, по окончании которого продукция становится непригодной к употреблению или использованию. Чаще всего устанавливается для продуктов питания и напитков, косметических средств и парфюмерии, лекарств и бытовой химии.

Длительность срока годности устанавливается производителем товара исходя из периода, по истечении которого продукция может представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, либо для продукции, которая в процессе хранения или использования теряет свои потребительские свойства, в результате чего становится непригодной для использования по прямому назначению.

Время гарантии и службы

Еще два понятия, в которых нужно разобраться, – это срок гарантии и срок службы. Часто их путают между собой, что становится причиной споров между клиентами и продавцами.

Так, гарантийный период – это время, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования покупателя, будь то возврат или замена на качественный продукт.

В то время как срок службы товара – это период, в течение которого производитель обещает, что его продукт будет исправен и работоспособен.
Эти два срока рассчитываются со дня, когда товар был передан клиенту, если иное не предусмотрено договором.

Но есть некоторые исключения. Так, для сезонной одежды и обуви такие периоды считаются с даты начала соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

В случае когда реализация продукции была сделана дистанционно, например через Интернет или почту, то гарантийный срок товара исчисляется со дня доставки заказа клиенту.

Если даты не указаны

Некоторые производители умышленно или по ошибке не указывают срок годности и гарантийный период. В этом случае российское законодательство будет на стороне покупателя. Так, потребитель вправе предъявить свои требования изготовителю или продавцу в пределах 2 лет со дня передачи товара, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Встречаются случаи, когда некоторые непродовольственные товары, например бытовая техника или предметы мебели, доставляются в один день, а установка, подключение либо сборка производятся продавцом в другой день. В таких ситуациях гарантийный срок должен считаться с того дня, когда клиент начал полноценно пользоваться своей покупкой, т. е. со дня подключения или сборки. Если же указанные услуги оказываются другой компании, то отсчет гарантийных дат будет идти с момента заключения договора купли-продажи между покупателем и продавцом товара.

Комплектующие и дополняющие

Особое внимание необходимо уделить срокам годности не непосредственно на сам товар, а на его комплектующие. Дело в том, что гарантийные сроки на запасные и составные части продукции равны срокам на основное изделие, если иное не установлено соглашением между контрагентами. В случае если на комплектующее изделие и составную часть товара в контракте установлен период меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на само изделие, то покупатель имеет право предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Обратите внимание

Бывает так, что недостаток в товаре обнаруживается уже после того, как прошел его гарантийный срок, но в пределах 2 лет. Клиент имеет право потребовать от производителя замену, ремонт или возврат товара, но только если сможет доказать, что недостатки возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Если же на запасную часть установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем на основной товар, то потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара. Но лишь в случае, когда такие недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на само изделие независимо от истечения «безопасного» периода на основной товар.

Двухлетний период

Иногда бывает так, что недостаток в товаре обнаруживается уже после того, как прошел его гарантийный срок, но в пределах 2 лет. В этом случае клиент имеет право потребовать от производителя замену, ремонт или возврат товара, но только если сможет доказать, что недостатки возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Если же недостатки существенные (т. е. такие, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения) и клиент сможет доказать, что они возникли до передачи ему товара, то даже в случае, если прошло более 2 лет со дня покупки, но срок службы товара не иссяк, покупатель может предъявить претензию изготовителю, импортеру либо продавцу.

Но имейте ввиду, что на такие претензии у потребителя тоже есть ограничения. Период передачи ему продукции не должен превышать 10 лет.
При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного товара, на которые установлены свои гарантийные сроки, устанавливается новый гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные, следовательно, новый период гарантии будет исчисляется со дня выдачи этого товара покупателю по окончании ремонта.


Читать оригинал