Как учесть сложное основное средство

Автор: | 19.02.2020

Как учесть сложное основное средство

Довольно часто основные средства организации скомплектованы из нескольких составляющих, причем приобретенных у разных поставщиков и в разное время. А бухгалтеру приходится ломать голову, как правильно отразить операции по покупке комплектующих, сборке из них основного средства и его учету. Рассмотрим наиболее часто встречающийся в организациях случай – учет компьютера, собранного из комплектующих.

Отдельный объект основных средств

Предположим, вооружившись ПБУ 6/01 «Учет основных средств», вы решили учесть компьютер как единый комплекс из нескольких предметов, которые смонтированы на одном фундаменте и имеют общее управление. Поясним сказанное на примере.

Пример. Учет основного средства, состоящего из нескольких частей

В декабре отчетного года АО «Актив» приобрело персональный компьютер. В счете была перечислена стоимость составных частей компьютера:

  • системный блок – 48 600 руб. (в том числе НДС – 8100 руб.);
  • монитор – 4350 руб. (в том числе НДС – 725 руб.);
  • клавиатура – 330 руб. (в том числе НДС – 55 руб.);
  • мышь – 210 руб. (в том числе НДС – 35 руб.).

Итого стоимость компьютера – 53 490 руб. (в том числе НДС – 8915 руб.).

Названные части компьютера могут функционировать только в составе единого комплекса. Поэтому бухгалтер «Актива» должен их учесть как один инвентарный объект.

Эту операцию он отразил записями:

ДЕБЕТ 08-4 КРЕДИТ 60

– 44 575 руб. (53 490 – 8915) – оприходован компьютер на балансе организации;

ДЕБЕТ 19-1 КРЕДИТ 60

– 8915 руб. – учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 53 490 руб. – оплачен счет продавца.

Доставку компьютера (300 руб., в том числе НДС – 50 руб.) «Актив» оплатил дополнительно и учел эту сумму в балансовой стоимости компьютера:

ДЕБЕТ 08-4 КРЕДИТ 76

– 250 руб. (300 – 50) – плата за доставку учтена в балансовой стоимости компьютера;

ДЕБЕТ 19-1 КРЕДИТ 76

– 50 руб. – учтен НДС по расходам на доставку.

Компьютер пригоден к использованию, поэтому бухгалтер «Актива» сделал проводки:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08-4

– 44 875 руб. (44 575 + 300) – компьютер введен в эксплуатацию;

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС» КРЕДИТ 19-1

– 8965 руб. (8915 + 50) – произведен налоговый вычет НДС.

«Раздельный учет» основного средства

Объединять разные части основного средства в единый инвентарный объект зачастую неудобно, да и невыгодно фирме. Бухгалтеру проще дробить имущество, особенно, если части сложного объекта стоят менее 40 000 руб. Тогда можно учесть их как отдельные объекты, чтобы расходы на их приобретение списать единовременно и не заводить на них инвентарные карточки.

Снова обратившись к ПБУ «Учет основных средств», читаем, что при наличии у одного объекта «нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект» (п. 6 ПБУ 6/01).

Поэтому, чтобы учесть разные части основного средства как отдельные объекты, нужно лишь установить разные сроки их полезного использования. Так разрешает поступать и Налоговый кодекс в налоговом учете: для основных средств, не указанных в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается фирмой в соответствии с техусловиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).

Пример. «Раздельный учет» частей основного средства

В декабре отчетного года АО «Актив» приобрело для бухгалтера новый компьютер стоимостью 40 000 руб. и бывший в употреблении принтер за 3000 руб. (суммы приведены без учета НДС). Эти предметы используются как единое целое. Однако их сроки полезного использования существенно различаются: для компьютера его продолжительность составляет 36 мес., а для принтера (с учетом продолжительности его использования предыдущим собственником) - 24 мес. Поэтому в единый инвентарный объект их объединить нельзя. В бухгалтерской учетной политике «Актива» установлено, что основные средства стоимостью не более 40 000 рублей учитывают в составе МПЗ. Поэтому бухгалтер должен сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 10-9 КРЕДИТ 60

– 40 000 руб. (48 000 – 8000) – принят к учету компьютер;

ДЕБЕТ 10-9 КРЕДИТ 60

– 3000 руб. (3600 – 600) – принят к учету принтер;

ДЕБЕТ 26 (44) КРЕДИТ 10-9

– 43 000 руб. – компьютер и принтер переданы для эксплуатации в бухгалтерию.

Поскольку компьютер и принтер учтены как материалы, бухгалтер оформил на них приходные ордера по форме № М-4.

Отпуск оргтехники в производство оформлен требованием-накладной по форме № М-11.

Амортизацию по этому имуществу не начисляют, и его стоимость в бухгалтерском балансе не отражают.

Как видно из примера, такой подход имеет свои преимущества.

Во-первых, стоимость основных средств будет включена в расходы единовременно.

Во-вторых, бухгалтеру не придется начислять по ним амортизацию.

В-третьих, фирма сэкономит налог на имущество. Правда, есть риск споров с налоговиками. Ведь объектом по налогу на имущество является имущество, которое учитывают на балансе в качестве ОС по правилам бухучета (ст. 374 НК РФ). И если вы спишете части сложного ОС стоимостью менее 40 000 рублей единовременно, вас могут обвинить в занижении налоговой базы.

Но суды, как правило, на стороне организаций. Поэтому важно подготовить обоснование выбранного способа. Например, если вы решили учесть объекты раздельно, основываясь на существенном различии их сроков полезного использования, то лучше, чтобы это подтверждалось технической документацией на имущество.


Читать оригинал