— Саранча! Налетчики! — как всегда метко окрестила Верочка из «Служебного романа» веселую, но бесцеремонную компанию, неожиданно ворвавшуюся в кабинет Людмилы Прокофьевны и начавшую пересчитывать имевшееся там имущество. В этой статье рассказываем, как провести инвентаризацию так, чтобы не выглядеть как саранча или налетчики.
Что такое инвентаризация?
Инвентаризация — это проверка соответствия имущества и материальных средств компании, отраженных документально, реально существующим ценностям.
Посчитать нужно все имущество, которое числится за компанией и ее филиалами:
- основные средства;
- деньги и ценные бумаги;
- товары;
- производственные средства;
- материальные и нематериальные активы;
- финансовые обязательства, включая кредиторскую задолженность;
- деньги и ценные бумаги.
Какая бывает инвентаризация?
1. По времени проведения:
- плановая — сроки ее проведения утверждены заранее и внесены в специальный график;
- внеплановая — проводится по необходимости, например, при смене материально ответственного сотрудника;
- повторная — назначается, если нужно уточнить какие-то сведения, полученные при первичной инвентаризации;
- контрольная — проводится для итоговой перепроверки данных.
2. По объему проверяемого имущества:
- полная — охватывает все имеющееся имущество;
- частичная — охватывает лишь часть имущества, например, только те ценности, которые закреплены за конкретным подразделением компании.
3. По способу подсчета имущества:
- подсчет производится в натуре, т.е. считают реальные единицы ценностей;
- документальная — подсчет проводится по бумажным или электронным документам.
Когда нужно проводить инвентаризацию?
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
П.27 того же Положения предусмотрены случаи, когда проводить инвентаризацию обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Исключения:
- если последняя инвентаризация проводилась не ранее 1 октября отчетного года, повторно перед сдачей годового отчета ее можно не проводить;
- инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года;
- инвентаризацию библиотечных фондов можно устраивать один раз в пять лет;
- в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
3. при смене материально ответственных лиц;
4. при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
5. в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
6. при реорганизации или ликвидации организации;
7. в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Этапы проведения инвентаризации
- Подготовительный. На этом этапе требуется сформировать комиссию, которая будет заниматься инвентаризацией , определить сроки ее проведения и масштабы, издать соответствующий приказ.
- Основной. Включает в себя непосредственный подсчет товарно-материальных и иных ценностей, составление описей.
- Сопоставление полученных в ходе инвентаризации цифр с данными бухгалтерского учета, выявление несоответствий, оформление сличительных ведомостей, выяснение того, в чем причина расхождений (если они есть)
- Подведение итогов инвентаризации. На этом этапе проводится корректировка бухгалтерской документации в соответствии с теми данными, которые были получены в ходе инвентаризации. Если были обнаружены недостачи, нужно также установить их виновников.
- Взыскание ущерба с виновных лиц.
В статье использованы фото с сайта freepik.com