Бывает, что ваша фирма получила заранее просроченное письмо. Еще хуже, если это счет-фактура, и совсем плохо, если это счет-фактура на аванс. Ведь по авансам перенос вычета на более поздние периоды не разрешен. Поэтому тем, кто платит НДС, нужно позаботиться о возможности доказать, что авансовый счет-фактура пришел в другом налоговом периоде, и заявлять вычет, не подавая уточненку.
Вычет по авансовому счету-фактуре
На основании пунктов 1 и 12 статьи 171 НК РФ покупатель имеет право принять НДС к вычету, исчисленный при перечислении аванса в счет предстоящих поставок (работ, услуг).
Согласно пункту 9 статьи 172 НК РФ условиями для «авансового» вычета являются наличие:
- авансового счета-фактуры от продавца;
- договора с указанием условия о перечислении аванса;
- документа, подтверждающего перечисление оплаты (платежное поручение).
По общему правилу право на вычет НДС составляет три года (п. 2 ст. 173 НК РФ). Но касательно вычета с аванса данное правило не действует, и перенос вычета на более поздние кварталы недопустим. На это неоднократно указывал Минфин.
Авансовый НДС принимается к вычету только в квартале отгрузки товаров. Перенести вычет на следующий налоговый период нельзя (см. письма Минфина о 21 июля 2015 г. № 03-07-11/41908, от 17 октября 2017 г. № 03-07-11/67480).
Впрочем, позднее Минфин признал, что если счет-фактура в отношении сумм предварительной или частичной оплаты выставлен продавцом в одном налоговом периоде, а получен покупателем в следующем налоговом периоде, то вычет суммы налога следует производить тогда, когда счет-фактура фактически получен (письмо от 16 апреля 2019 г. № 03-07-09/27004).
Однако, для того чтобы подтвердить право на вычет и не подавать уточненную декларацию, в целях исключения претензий со стороны налоговиков, нужно доказать, что счет-фактура пришел в другом налоговом периоде. Поэтому при его получении необходим документ, подтверждающий дату получения.
Это может быть, к примеру, журнал учета входящей корреспонденции (письмо УФНС РФ по г. Москве от 3 августа 2009 г. № 16-15/79275).
Как учитывать входящие документы
Не важно, каким путем пришло письмо в организацию. Главное, что его нужно учесть и зарегистрировать.
Если корреспонденция пришла по почте в конверте, после вскрытия его, как правило, выбрасывают. Но в ряде случаев этого делать не следует. Например, в случае, когда иначе, как по штемпелям на конверте не установить, когда было отправлено и получено письмо.
Это как раз случай со счетами-фактурами, отправленными по почте и без сопроводительного письма.
Помимо почты, письма в компанию могут прийти по следующим каналам:
- доставка курьером,
- электронная почта,
- факс,
- экспресс-почта.
Важно, что в результате регистрации у входящего документа появляется уникальный номер, присвоенный только ему.
Заметим, что счета-фактуры, акты, накладные и тому подобные учетные документы, если их прислали без сопроводительного письма, как правило, не регистрируют, а передают напрямую исполнителям. Как минимум в случае со счетами-фактурами от этой практики стоит отказаться и регистрировать их в журнале регистрации входящей корреспонденции. Ведь именно так можно доказать дату поступления документа в компанию, и на это указывает Минфин.
Какую же информацию нужно фиксировать в журнале входящей корреспонденции, чтобы можно было использовать ее в общении с налоговиками?
Как минимум, это:
- дата поступления (дата регистрации документа);
- регистрационный номер;
- дата регистрации отправителем и исходящий номер;
- отправитель (наименование юридического или физического лица);
- приложения.
Могут быть и другие данные, какие фирма сочтет необходимыми: адресат, исполнитель (по резолюции) — вплоть до фиксации номера при передаче бумаги в архив.