
Потери от налетов дронов разнообразны: начиная от ущерба собственности компании и заканчивая невыполнением условий уже заключенных соглашений, что влечет выплату штрафов фирмой. Статья посвящена методам снижения финансовых рисков.
Траты по восстановлению повреждений
Как учесть расходы на восстановление повреждений, если таковые имели место? В письме Минфина России от 14.03.2025 № 03-03-06/1/25700 ведомство напомнило о возможности относить к внереализационным расходам предприятия также потери:
- от стихийных бедствий;
- пожаров;
- аварий;
- иных чрезвычайных ситуаций.
К внереализационным расходам относятся траты на предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций. Подпункт 6 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса служит основанием для этого.
В число потерь входит стоимость уничтоженных или поврежденных запасов, товаров, материалов и другого имущества организации.
Обстоятельство непреодолимой силы
В определенных ситуациях налет беспилотников может считаться обстоятельством непреодолимой силы. Чтобы получить заключение об обстоятельствах непреодолимой силы при повреждениях от атаки дронов, представителю организации следует обратиться в региональное отделение Торгово-промышленной палаты.
Заключения можно получить в субъекте Российской Федерации, где имели место обстоятельства и действует уполномоченная Торгово-промышленная палата. Такой порядок действий установлен пунктами 1.2, 1.5 Положения о свидетельствовании уполномоченными торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, утвержденного Постановлением Совета ТПП России от 24.06.2021 № 7-2. В Положении определены правила получения заключения.
Рассмотрим подробнее понятие обстоятельств непреодолимой силы.
Признаки указаны в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 и в отдельных судебных решениях.
Для того чтобы считать происшествие обстоятельством непреодолимой силы, оно должно быть необычайным и непредсказуемым.
Второе. Событие должно быть необычным, нетипичным для данных условий.
Обстоятельство считают непреодолимым, если любое лицо, занимающееся деятельностью, подобной деятельности должника, не могло бы избежать его наступления или последствий (за исключением случаев, установленных законом).
Неотвратимость обладает объективным характером, что подтверждается Определением Верховного суда РФ от 16 февраля 2015 года № 306-ЭС14-7853, а также Постановлением Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 года № 3352/12 и Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2020 года № А68-9203/2019. Признаки чрезвычайности и неотвратимости должны присутствовать одновременно и в совокупности, как указывается в Определении ВС РФ от 24 марта 2015 года № 306-ЭС14-7853.
Обратимся к Положению о порядке свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы, принятому Постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 № 173-14 в редакции от 2020 года.
В пункте 1.3 документа перечисляются обстоятельства, которые могут быть признаны форс-мажором: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожары, эпидемии, забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе из-за санкций, а также другие события, не зависящие от воли сторон договора.
Перечень включает такие непреодолимые обстоятельства, как военные действия, терроризм и диверсии.
Влияние форс-мажора на бухгалтерский учёт.
Рассмотрим, как компания может учитывать обстоятельства непреодолимой силы. Прежде всего, необходимо понимать, что подобные ситуации часто приносят убытки.
Статья 13 ПБУ 10/99 определяет, что расходы, вызванные чрезвычайными происшествиями, относятся к прочим. В налоговом учете такие расходы признаются внереализационными согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ.
В бухгалтерском учёте по резерву сомнительных долгов форс-мажор не учитывается, так как его величина определяется лишь датой возникновения задолженности (статья 266 НК РФ).
Отсрочка или рассрочка по уплате налогов
Если непреодолимые обстоятельства мешают предприятию вовремя платить налоги, наилучшим решением станет оперативное уведомление налоговой инспекции о произошедшем. Обращение можно составить свободному.
В случае необходимости предприятие может обратиться в налоговый орган за отсрочкой или рассрочкой по уплате налогов. Минфин России ранее сообщал об этой возможности. В письме от 14.08.2020 № 03-02-07/1/73014 финансовое ведомство напомнило, что компания вправе получить преференцию по уплате налогов, если организация получила ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Данные выводы основываются на положениях статьи 64 Налогового кодекса. В этом же письме определены требования, которые необходимо соблюсти для получения отсрочки: компания должна передать в инспекцию заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки), заключение о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые коснулись компании, а также акт оценки причиненного ущерба.
Два документа – заключение и акт – предприятие получит в органах исполнительной власти или у организации, уполномоченной в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Названы они в Федеральных законах от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», а также в Положении о МЧС, утвержденном Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868.
Среди таких организаций:
- Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, а также обеспечение пожарной безопасности на федеральном, региональном и местном уровнях.
- Центры по управлению кризисными ситуациями на федеральном и региональном уровнях.
- Органы системы МЧС включают в себя центральный аппарат, территориальные органы, федеральную противопожарную службу государственной противопожарной службы и другие структуры.
Для получения заключения и акта компания может сначала обратиться к налоговому органу за разъяснениями о том, куда обращаться.