
В 2025 году инвентаризацию необходимо проводить по новым правилам, установленным вступившим в силу ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Компаниям следует обратить внимание на особенности проведения инвентаризации в соответствии с новыми нормами.
Когда инвентаризация обязательна?
Минфин России установил новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета приказом от 13 января 2023 года под номером 4н. С его применением можно будет начинать с 1 апреля 2025 года.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, утратили силу после вступления в силу ФСБУ 28/2023. Прежний порядок инвентаризации предусматривал её проведение перед составлением отчетности и при смене материально ответственного лица.
Согласно ФСБУ 28/2023 инвентаризация обязательна при наличии требований законодательства и в ситуациях, указанных в пунктах 15 и 16 данного стандарта.
- При формировании годовой бухгалтерской отчетности организация может производить инвентаризацию библиотечных фондов не чаще раза в пять лет, основных средств – не чаще раза в три года.
- При передаче (возврате) активов хозяйствующего субъекта, имущественного комплекса (кроме обычной предпринимательской деятельности), в аренду, управление, безвозмездное пользование, и при продаже активов организации.
- при смене материально ответственного работника;
- При смене руководителя коллектива, в случае выхода из него более чем 50% его участников, а также по заявлению одного или нескольких членов коллектива при коллективной материальной ответственности.
- В случае обнаружения утери или повреждения активов.
- В случае возникновения пожара, аварии, стихийного бедствия или другого бедствия, приведшего к чрезвычайной ситуации.
- при реорганизации предприятия, за исключением преобразования;
- при ликвидации организации.
Каждая компания устанавливает случаи, сроки, порядок проведения и перечень объектов инвентаризации самостоятельно, руководствуясь положениями ФСБУ 28/2023 и отраслевыми нормативными актами.
Появилось больше причин для проведения обязательной инвентаризации. Процедура требуется не только при передаче, но и при возврате активов, в том числе в случаях безвозмездного пользования и управления.
Состав инвентаризационной комиссии
Теперь результаты инвентаризации считаются действительными даже если отсутствует часть членов комиссии.
Численный состав комиссии по инвентаризации должен быть достаточным для принятия действенных решений, не менее чем из пяти человек (п. 21 ФСБУ 28/2023). Комиссия численностью более пяти человек может проводить инвентаризацию при отсутствии одного участника. При составе комиссии свыше десяти человек допускается отсутствие двух участников.
В комиссию не входят материально ответственные лица.
В организации для проведения инвентаризации может быть назначена постоянно действующая комиссия. Руководитель своим приказом формирует постоянную инвентаризационную комиссию. Важно, чтобы в состав комиссии не входили члены комиссии, являющиеся на том участке материально ответственными лицами.
Существуют комиссии по инвентаризации.
В соответствии с пунктом 19 ФСБУ 28/2023 могут быть сформированы одна или несколько инвентаризационных комиссий для проведения инвентаризации различных активов и обязательств: запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, оценочных резервов и так далее.
Стандарт предписывает проверку документов и проведение расчетов для определенных объектов. К таковым относятся объекты, перечисленные в подпункте «б» пункта 4 и пункте 18 ФСБУ 28/2023.
- Средства, хранящиеся на счетах в кредитных и других учреждениях.
- финансовые вложения;
- НМА и капитальные вложения в них;
- Дебиторская задолженность и подобные ей обязательства.
- отложенные налоговые активы и обязательства;
- источники финансирования деятельности компании и др.
Инвентаризационные комиссии формируются раздельно по группам проверяемых активов и обязательств. В проверки задействуют узких специалистов для получения квалифицированных заключений.
Когда инвентаризацию лучше отложить?
Если кто-то из членов комиссии отсутствует и его нельзя заменить, лучше отложить инвентаризацию. Отсутствие подписи члена комиссии на документах делает результаты инвентаризации недействительными.
Не подписывайте отчет о наличии членов комиссии, если кто-то позже объяснит отсутствие по болезни или поездке.
Материал подготовили специалисты справочника «Практическая энциклопедия бухгалтера» для журнала «Практическая бухгалтерия».