Проводить инвентаризацию перед подготовкой годовой отчетности бухгалтеров обязывает закон №402 «О бухгалтерском учете». Даже если вы игнорируете это требование, документы по инвентаризации сделать нужно. Инвентаризация перед годовой отчетностью нужна, чтобы проверить наличие или отсутствие расхождений между фактическим наличием ценностей и данными регистров бухучета.
Основная задача инвентаризации – выяснить, совпадают ли данные бухгалтерского учета с фактическим наличием тех или иных ценностей и суммами задолженностей, чтобы обеспечить достоверность данных отчетности.
Инвентаризацию проводят в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Перед составлением годовой отчетности дату инвентаризации определяет руководитель фирмы по согласованию с бухгалтером и издает приказ. К назначенной дате бухгалтер должен подготовить документы для инвентаризационной комиссии.
Инвентаризация – это сверка того, что отражено у бухгалтера на бумаге, с тем, что фактически находится в офисе, на складе и т.д., включая обособленные подразделения фирмы.
Это также инвентаризация финансовых обязательств, то есть сверка задолженностей, которые числятся в бухгалтерском учете, с данными договоров, актов сдачи-приемки, налоговых деклараций и т. д.
Новое в 2022 году. С 21 июля 2022 года организации и ИП могут формировать электронные акты сверки взаимных расчетов по единому формату. Информация ФНС от 27 июня 2022 г.
Акт сверки взаимных расчетов формируют на основании данных бухгалтерского учета для определения сальдо таких взаиморасчетов.
Введение электронного акта сверки взаимных расчетов позволит:
- автоматизировать внутренние бизнес-процессы организаций, в том числе обработку данных в своих информационных системах учета;
- оптимизировать взаимодействие между участниками хозяйственной жизни;
- представлять электронный акт сверки взаимных расчетов в налоговые органы при их истребовании или для пояснений.
Новая форма в 2022 году. Формат акта сверки взаимных расчетов утвержден приказом ФНС от 13 мая 2022 г. № ЕД-7-26/405@
Проверить нужно не только имущество, которое принадлежит фирме, но и ценности, учтенные на забалансовых счетах, права собственности на которые у фирмы нет (например, арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку).
Важная деталь! Согласно статье 11 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» инвентаризации подлежит не имущество, а активы, то есть хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Активом признается не всякое имущество, а только то, которое способно приносить экономические выгоды.
Поэтому те активы, которые не способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, нужно списать.
Скорректировать стоимость других дебетовых остатков позволят пассивные счета:
- 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
- 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»;
- 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
- 96 «Резервы предстоящих расходов» — здесь собрана вся информация о суммах оценочных обязательств, включая резерв на оплату отпусков.
Нужно также убедиться, что числящиеся в учете расходы будущих периодов удовлетворяют критериям признания активов.
Уточнили в 2022 году. Ссылаться на нормы естественно убыли вы вправе только в том случае, если эти нормы утверждены законодательными актами (в том числе отраслевыми).
Документы, в которых будут зафиксированы результаты инвентаризации вы вправе разработать самостоятельно и утвердить их в учетной политике (п. 4 ст. 9 Закона о бухучете № 402-ФЗ).
Если не хотите сами создавать новые формы, можете воспользоваться унифицированными бланками, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.