
Много компаний и сотрудников, перешедших на удалённый режим работы по объективным причинам, оценили его преимущества и продолжают его практиковать. Однако некоторые задаются вопросом: не возникают ли вследствие этого обособленные подразделения, о которых нужно уведомить налоговую инспекцию?
Рабочее место как ОП
Вначале вспомним, что собой представляет обособленное подразделение (ОП). К нему относятся филиал, представительство, а также магазин, стройплощадка, цех и даже отдельное рабочее место. Так как сегодня речь идет об удаленных сотрудниках, то остановимся подробнее на рабочем месте с точки зрения ОП.
По ТК РФ рабочее место возникает, когда (ст. 209 ТК РФ):
- Работодатель и работник подписали трудовой договор.
- Работник должен быть на рабочем месте согласно своим должностным обязанностям.
- Работодатель обустроил ему рабочее место и осуществляет контроль за ним.
Налоговый кодекс Российской Федерации не определяет понятие «рабочее место». В нём разъясняется лишь, что такое ОП — любое территориально обособленное от организации подразделение, где на срок более одного месяца оборудованы стационарные рабочие места (одно и более) (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Таким образом, признаками ОП являются:
- ОП располагается отдельно от главной организации, по иному адресу.
- В нём появились рабочие места, а в трудовых соглашениях с сотрудниками прописан адрес ОП, а не адреса главного офиса.
- ОП функционирует эффективно, а стартовый период деятельности совпадает с датой начала работы первого работника, заключившего трудовой договор.
- Работодатель оснащает рабочие места и осуществляет над ними контроль.
- Работники выполняют обязанности более месяца.
- Количество рабочих мест – 1 и более.
Есть ли ОП при удаленной работе?
Рассмотрим, появляется ли ОП при переходе сотрудников на удалённую работу. С первого взгляда это кажется вероятным. Однако в действительности отсутствуют некоторые признаки, указанные ранее.
В трудовых соглашениях местом работы указан адрес главного отделения, а не живой адрес.
Третий признак. Сотрудник, перешедший на удаленную работу, продолжит свою деятельность. Ему не засчитывается статус новичка.
Четвёртый признак: даже при покупке компьютера или другого оборудования для удалённого сотрудника, контроль над его рабочим местом компания не осуществляет.
Кроме того, пункт шесть тоже важен, поскольку, например, у бухгалтера в доме не может быть более одной рабочей зоны для коллег.
Также можно прибегнуть к положениям статьи 312.1 ТК РФ, содержащимся в . дистанционной работеРабота выполняется вне офиса компании. Связь между сторонами осуществляется через телекоммуникационные системы и интернет. В трудовом контракте оговаривается, кто предоставляет необходимое для работы оборудование и программное обеспечение: работодатель или сотрудник.