В строке 21 платежного поручения, в том числе и на уплату налогов, необходимо заполнить такой реквизит, как «очередность платежа». При заполнении данного поля иногда возникают определенные сложности. О том, насколько критична ошибка, рассказывает член Палаты налоговых консультантов (ПНК) России Светлана Сиверская.
Порядок списания денежных средств со счета налогоплательщика, в том числе при их недостаточности, приведен в статье 855 Гражданского кодекса РФ. В случае, если денежных средств на счету организации достаточно, списание будет происходить в порядке календарной очередности.
Если денежных средств недостаточно то, в этом случае вначале последовательно производятся выплаты в порядке очереди.
То есть указанный реквизит прежде всего необходим банку, который будет осуществлять перевод денежных средств – либо в хронологическом порядке, либо в порядке установленной законодательно очередности.
Все добровольные налоговые платежи, уплачиваемые налогоплательщиками самостоятельно, относятся к пятой очереди. Соответственно, все перечисления по инкассо – к третьей.
С правом на ошибку
Если в бумажном платежном поручении реквизит «очередность платежа» заполнен неверно, банк не может отказать в приеме платежки. Об этом недавно напомнил Минфин России в письме от 04.10.2017 № 05-09-06/64623.
Финансисты пояснили, что внутренние банковские документы, в которых утвержден порядок приема к исполнению, отзыва и аннулирования платежных поручений, банки утверждают самостоятельно.
Обратите внимание
При ошибочном заполнении указанного реквизита банк все равно обязан принять платежное поручение к исполнению. Это не должно являться основанием для отказа в проведении платежа. Вместе с тем, поскольку именно к банку будут предъявляться требования в случае несоблюдения очередности платежей при их списании, организации рекомендуется пойти навстречу требованиям банка и исправить ошибку.
Однако этот порядок, установленный каждым банком, не может противоречить правилам перевода денежных средств, утвержденным Центробанком в Положении от 19.06.2012 № 383-П.
В этих правилах нет нормы, которая бы предусматривала отказ банка от приема платежного поручения по той причине, что в нем неверно указана очередность платежа.
В связи с этим Минфин предупреждает: если ваш обслуживающий банк вернул вам платежку
из-за ошибки в очередности платежа, сообщите об этом в Центральный банк РФ за получением дальнейших разъяснений.