Cомнительным долгом признается любая задолженность перед организацией, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Но только если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).
В письме от 09.04.2021 № 03-03-06/1/26531 представители финансового ведомства раскрыли особенности работы с резервом по сомнительным долгам в течение года.
Пошаговый алгоритм по созданию сомнительного резерва от Минфина
Компания вправе создать «сомнительный» резерв. Отчисления в него включают во внереализационные расходы на последнее число каждого квартала.
Величину резерва определяют по итогам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода, и исчисляют в порядке, оговоренном пунктом 4 статьи 266 НК РФ.
Важно, что сумма резерва, исчисленного по итогам года, не может превышать 10% от выручки за этот года
Что же до резерва по итогам отчетных периодов, то его размер не может превышать большую из величин – 10% от выручки за предыдущий календарный год или 10% от выручки за текущий отчетный период.
Приняв во внимание положения статьи 266 основного фискального документа, чиновники подсказали, как фирме работать с резервом в течение года:
- рассчитанную по результатам инвентаризации сумму резерва корректируют с учетом лимитов – 10% от выручки за предыдущий год или 10% от выручки за текущий отчетный период (в зависимости от того, что больше);
- скорректированный резерв сравнивают с его остатком. Как получить остаток? Из суммы резерва, что исчислен на прошлую отчетную дату, вычтите безнадежные долги, возникшие после этой даты;
- если новый резерв меньше остатка, включите разницу в текущие внереализационные доходы, а если больше, учтите дельту в расходах того же вида.
Отмечено, что «сомнительный» резерв создают и корректируют поступательно от периода к периоду на крайнюю дату каждого из них.
Что касается создания такого резерва в 2020 году. Его размер не может превышать большую из величин – 10% от выручки за 2019 год или 10% от выручки за текущий отчетный период. При этом всегда определяется и учитывается остаток резерва предыдущего периода.
Что учесть при создании резерва сомнительных долгов
Напомним, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед организацией, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Но только если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Из этого Минфин делает вывод: по задолженности, возникшей в связи с передачей имущественных прав (например, по лицензионным договорам) резерв не формируют. Это же относится к госпошлине, подлежащей возмещению на основании судебного акта (письма от 17.02.2020 № 03-03-06/1/10859, от 10.09.2020 № 03-03-06/1/79460).
Важный нюанс: фирма вправе создать резерв по дебиторке только в той части, которая превышает кредиторскую задолженность перед тем же контрагентом. От даты возникновения этой кредиторки тут ничего не зависит (см. письмо Минфина от 22.01.2020 № 03-03-06/2/3352). Допустим, бизнес-партнер должен вам 300 000 руб., а вы ему – 100 000 руб. Тогда включите в резерв 200-тысячную разницу.
Что же до алгоритма, предложенного финансистами в апрельском разъяснении, то откровением он не является. Сотрудники ведомства упрочили свою позицию по этому вопросу (см. также письма от 08.02.2021 № 03-03-06/1/8003 и от 29.01.2020 № 03-03-06/1/5267). При этом они привели пример – резерв в 2020 году. А в письме от 03.10.2018 № 03-03-06/1/71046 обращено внимание: сумма резерва может быть меньше 10-процентной величины выручки.
И еще. «Сомнительный» резерв используют исключительно на покрытие убытков от безнадежных долгов. За счет него можно списать любую задолженность, признанную безнадежной по п. 2 ст. 266 Кодекса. Если же такого резерва не хватило, ее включают во внереализационные расходы. Участвовала эта задолженность в формировании данного резерва или нет – не важно (см. письма от 10.09.2020 № 03-03-06/1/79460 и от 21.10.2019 № 03-03-06/1/80555).