Вечная проблема, с которой сталкивается каждый бухгалтер при подготовке годовой отчетности – это отсутствие первички.
Сайт Бухгалтерия.ру провел ежегодный опрос на тему: Что вызывает сложности при подготовке отчетности? Опрос одновременно проходил на сайте в группе «Бухгалтерия.ру» в социальных сетях.
Результаты опроса смотрите здесь
Вот, как распределились ответы бухгалтеров, проголосовавших на сайте
- Отсутствует первичка 48%
- Отсутствие времени из-за большой текущей нагрузки 22%
- Изучить все нововведения уходящего года 12%
- Ошибки, допущенные в учете в течение года 8%
- Разобраться с заполнением форм 6%
- Отсутствие взаимопонимания с директором, у него своеобразное понимание отчетов 4%
Вот, как распределились ответы бухгалтеров, проголосовавших в группе Бухгалтерии в социальных сетях.
- Отсутствует первичка 26%
- Отсутствие времени из-за большой текущей нагрузки 14%
- Изучить все нововведения уходящего года 12%
- Ошибки, допущенные в учете в течение года 16%
- Разобраться с заполнением форм 7%
- Отсутствие взаимопонимания с директором, у него своеобразное понимание отчетов 25%
Отсутствует первичка
А в большинстве компаний сбор и подготовка первички возлагается на менеджеров, которые часто не отличаются дисциплинированность. Нехватка документов, неполный комплект, ошибки при заполнении — проблемы, хорошо знакомые каждому второму бухгалтеру.
Это скорее организационный вопрос. Здесь поможет только график документооборота и контроль за его соблюдением не только со стороны главбуха, которого менеджеры могут игнорировать, но и директора.
Бухгалтера-практики советуют проводить сверку наличия документов каждый месяц и высылать список недостающих документов задолжавшему менеджеру и директору на электронную почту, даже, если он сам не просит. Ваше письмо будет напоминанием директору о том, что не все сотрудники сдают документы вовремя, и он сам периодически будет поднимать этот вопрос в беседах с менеджерами.
Читайте также «Первичные документы: дата предъявления»
Отсутствие времени из-за большой текущей нагрузки
Последние два, три года в большинстве организаций сокращали ФОТ. (Опрос: Какие меры вы предпринимаете, чтобы сохранить и/или развивать ваш бизнес? )
Какие меры вы предпринимаете, чтобы сохранить и/или развивать ваш бизнес?
Результаты опроса: июль 2017 года
Бухгалтерия, одно их тех подразделений, где сокращения сотрудников проводились, если не в первую, то во вторую очередь. Чтобы справляться с увеличенным объемом работы, находить время на изучение законодательства, бухгалтерам нужно выбирать правильные источники информации и оградить себя от чтения лишней, которая не нужна в работе. Как вариант, можно перейти на использование бератора.
Ошибки, допущенные в учете в течение года
Привычная проблема. Здесь сложно дать какой-то конкретный практический совет. Ошибки придется исправлять и лучше этим заняться заранее. Для проверки используйте комплексные источники информации: бератор, книгу «Годовой отчет 2017», любую другую неперегруженную информацией систему.
Изучить все нововведения уходящего года
В отчетности 2016 года было существенно меньше изменений по сравнению предыдущей. Поэтому прошлогодняя отчетность во многих случаях сдавалась «по шаблону».
К отчетности 2017 года подойти формально не получиться. Опираясь только на свой опыт, легко допустить ошибку.
На отчетность 2017 года повлияли все изменения, принятые с лета 2016 года до конца 2017 года. Всего их более 50-ти. Здесь лучше всего пользоваться обзорами изменений, где есть суть изменения и её влияние на учет. Обзор есть здесь.
В том числе изменен список разрешенных и запрещенных расходов, порядок списания убытка, появились новые и отредактированные налоговые декларации. Хотя, большинство бухгалтеров не видит проблемы в заполнении новых форм. Всего 6-7% согласно опроса опасаются сложностей при составлении форм налоговой отчетности. Это неудивительно, большинство бухгалтерских программ в автоматизированном режиме формирует отчетность.
Больше всего времени отнимает не подготовка форм, а выравнивание показателей. Это и есть то, что сейчас означает – составлением годовой отчетности.
Ошибка, скорее всего, может быть связана с неправильным введением в программу первички либо ее отсутствие, как указали участники опроса.
Ответственность директора и бухгалтера
Лишнее беспокойство бухгалтерам и директорам добавляет ежегодное ужесточение ответственности за недостоверную отчетность. Причем под недостоверные данные может попасть все, что угодно.
Налоговики руководствуются при проверке отчетности готовыми алгоритмами, в которые невозможно заложить все бизнес-модели. И даже, если вы внимательно заполнили все формы и уверены в каждой цифре, нужно быть готовыми объясниться с налоговиками. Вас могут вызвать на убыточную либо зарплатную комиссию.
Убыточные комиссии существуют уже несколько лет, сотни тысяч бухгалтеров через них уже прошли и выработали для себя стиль поведения.
Что касается зарплатных комиссий, они появились после передачи функций контроля за уплатой страховых взносов от фондов к налоговой инспекции. Для многих вызов на подобную комиссию будет неприятной неожиданностью.