Путевой лист – документ, за отсутствие или неправильное оформление которого основания для штрафа найдутся и у налоговиков, и у ГИБДД. Поэтому заполнять этот документ нужно, и заполнять правильно. А с 1 января 2021 года порядок в очередной раз изменился. Появились новые реквизиты в форме документа, уточнен порядок заполнения некоторых старых реквизитов. Также по-новому нужно вести журнал учета путевых листов.
Штрафы
За отсутствие путевого листа водителя, во-первых, оштрафует на 500 рублей инспектор ГИБДД – по части 2 статьи 12.3 КоАП.
А если в путевом листе нет отметки о предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре, о предрейсовом техническом осмотре, оштрафуют всех (ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП):
- фирму — на 30 000 руб.;
- руководителя — на 5000 руб.;
- водителя — на 3000 руб./li>
Во-вторых, путевые листы обязательно проверит инспектор из налоговой, чтобы найти основания для снятия расходов на ГСМ, а также зарплату водителя. Отсутствие и неправильное заполнение путевого листа приведет к ответственности – доначислению налога на прибыль, штрафу и пеням по НК РФ.
Кстати, за отсутствие информации о маршруте в путевом листе налоговая оштрафует, а ГИБДД – нет. Эта информация нужна для обоснования расходов.
С 1 января 2021 года на основании приказа Минтранса от 11 сентября 2020 г. № 368 действуют обновленные правила заполнения путевых листов. Если вы пользуетесь самостоятельно разработанными формами, учтите в них изменения, которые ввел новый приказ.
Новые реквизиты
В форму путевого листа с 1 января 2021 года добавили новые реквизиты. Они предназначены для указания сведений о видах сообщения и перевозок (ст. 4, 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).
Вид сообщения:
- городское;
- пригородное;
- междугородное;
- международное.
Вид перевозки:
- регулярные перевозки груза и пассажиров;
- перевозки по заказам;
- перевозки легковыми такси.
Путевой лист оформляется на срок, который равен продолжительности рейса. При рейсе длительностью более 1 дня в путевом листе указывают начало и окончание срока его действия.
Новая информация в старых реквизитах
Таких уточнений несколько.
1. В сведения о транспортном средстве, кроме типа и модели, вписывайте марку машины. По прицепу или полуприцепу также указывают марку, модель и регистрационный номер (в случае использования).
2. Показания одометра фиксируйте не только при выезде машины, но и при возвращении на парковку.
3. По результатам медицинсих осмотров на путевом листе нужно делать отметки:
- до рейса — «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
- после рейса — «Прошел послерейсовый медицинский осмотр».
Напомним, что послерейсовые медосмотры обязательны для водителей, которые перевозят пассажиров или опасные грузы (ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Допуск водителя к работе без прохождения обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены) или при наличии медицинских противопоказаний ведет к административной ответственности (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
- на должностных лиц и ИП — штраф в размере от 15 000 до 25 000 руб.;
- на компанию — от 110 000 до 130 000 руб.
4. Дату и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также отметку о предрейсовом или предсменном техосмотре проставляет ответственный за техническое состояние машины (а не «контролер», как было раньше). Он и ставит отметку «Выпуск на линию разрешен».
Изменения в форме и правилах заполнения путевого листа необходимо оформить приказом руководителя и закрепить их в учетной политике компании.
Журнал учета
Для учета путевых листов, как и прежде, нужен журнал. Но теперь он может быть электронным. Его нужно подписывать УКЭП и иметь возможность распечатать.
Если ваш журнал бумажный, то он должен быть прошнурован и пронумерован.