Бухгалтерский учет при передаче основных средств в оперативное управление.

Автор:


Для перевода имущества в самостоятельное подразделение его можно приобрести заранее или использовать имеющееся. Правила учета для такого перемещения определены отдельно.

Понятие филиала


В Гражданском кодексе Российской Федерации даётся определение филиала как обособленного подразделения юридического лица, находящегося в месте, отличном от места нахождения самого юридического лица, и выполняющего все или часть его функций. Филиал:.

  • не является юридическим лицом;
  • наделяется имуществом создавшей его организации;
  • действует на основании утвержденного ею положения (п. 2, 3 ст. 55 ГК РФ).


В учредительных документах фирмы должно быть указано наличие филиалов. Отсутствие статуса филиала у обособленного подразделения исключает необходимость его упоминания в уставе. Все ОП подлежат регистрации в налоговой инспекции.

Как учесть закупленное ОС


Пусть компания приобрела основное оборудование для распределения по филиалам и хранит его на счёте 08, не используя в работе.


Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» показывает величину вложений организации в незавершенное строительство и незаконченные операции приобретения основных средств. Стоимость этих объектов может быть списана в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы при продаже, передаче безвозмездно и других вложениях».


Передавая ОС филиалу, проводки через счет 08 недопустимы. Первоначально предприятие вводит имущество в эксплуатацию как ОС, присваивает ему инвентарный номер, устанавливает срок полезного использования, определяет способ начисления амортизации и, при необходимости, начинает ее начислять.


Кроме того, отделение производства может быть отдельным балансовым или нет. От этого зависят бухгалтерский учет и порядок передачи имущества от головного предприятия.

Рассмотрим оба варианта.

ОП не выделено на отдельный баланс


Сначала оформим передачу ОС филиалу документально.


Если ОП не выделено на отдельный баланс, при передаче оформляют форму № ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств». Нужно зафиксировать передачу ОС от одного материально ответственного лица другому, которые должны подписать накладную. Накладная оформляется на основании приказа директора в 3 экземплярах.

  • 1 в бухгалтерии;
  • Два остаётся у передающего, ответственного за имущество.
  • Ответственность за 3 возлагается на получателя оперативной информации.


Ведение бухгалтерского учета и настройка программного обеспечения могут предусматривать два подхода к занесению информации.

  1. При отсутствии учета основных средств по объектам записи не требуются.
  2. При ведении учета основных средств по каждому объекту можно зафиксировать перемещение объекта и начисленной амортизации с помощью проводок между субсчетами, связанными со счетами 01 и 02.

ОП выделено на отдельный баланс


Если ОП, которому передаётся ОС, имеет отдельный баланс, то все хозяйственные операции регистрирует отдельно на своём счёте. При перемещении имущества первоначальная стоимость объекта и накопленная по нему амортизация списываются со счетов головной фирмы и отражаются в учете ОП. Оно будет продолжать начислять амортизацию по полученному ОС.


Для учёта перемещения основных средств в филиал с отдельным балансом недостаточно информации, указанной в инвентарной карточке № ОС-2.


Для передачи основных средств составляют документ по распоряжению руководителя в четырёх копиях.

  • 1 для бухгалтерии филиала;
  • Ответственность за товар сохраняется у передачи лица.
  • Ответственность за хранение передается сотруднику, который принимает операционную площадку.
  • 4 остается в бухгалтерии головной фирмы.


Для расчетов с организациями, выполняющими функции операторов, применяется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 1 — «Расчеты по выделенному имуществу».


При перемещении основных средств из головного офиса в филиал бухгалтерия головной компании производит следующие записи.

  • Дебет 79-1 Кредит 01
    • В Операционную программу (ОП) переместили операционную систему (ОС), выделив для нее отдельный баланс по начальной стоимости.
  • Дебет 02 Кредит 79-1
    • В операционную программу переведена ОС, выведенная на отдельный баланс по сумме рассчитанной амортизации.


В учёте ОП, выведенного на отдельный баланс, поступлении основных средств из центрального подразделения компании отражается.

  • Дебет 01 Кредит 79-1
    • В расчёт была включена начальная стоимость основных средств, переданных из центрального управления.
  • Дебет 79-1 Кредит 02
    • Сумма начисленной амортизации по основным средствам, полученных из головного отделения, была учтена.

О налогах


Передача объекта ОС филиалу не влечет перехода права собственности на него. Поэтому реализация и объект налогообложения по НДС отсутствуют согласно п. 1 ст. 39 НК РФ.


Отсутствие реализации исключает возникновение доходов и расходов по налогу на прибыль.


В налоговом учете амортизацию всегда начисляет головная фирма, так как базу по налогу на прибыль определяют по организации в целом. Расположение ОС не влияет на учет расходов в виде амортизации при формировании единой налоговой базы по прибыли.


Директор устанавливает порядок и сроки предоставления филиалами информации и документов, требуемых для расчета налоговой базы по налогу на прибыль, приказом (статья 313 НК РФ).


Налог на имущество организаций уплачивается по местоположению собственности.