Вряд ли найдется хоть один бухгалтер, который не получал бы требования из налоговой. И у любого бухгалтера требование налоговиков вызывает, как минимум беспокойство, как максимум — панику.
Большинство требований налоговиков сейчас формируется в автоматическом режиме.
Требования бывают разумные, обоснованные и не очень; опасные и формальные.
Опасные требования связаны с не сдачей в срок декларации, недоплатой или неуплатой налога. За этими требованиями может последовать блокировка счета и остановка деятельности фирмы. Неуплата налога может образоваться из-за ошибки в платежном поручении или декларации.
К формальным требованиям мы условно отнесли требования о предоставлении документов, исправлении ошибки, которая не привела к занижению налоговой базы.
Требование может быть выслано компании не только из-за её ошибок. Причиной может стать, например, проверка контрагента, случайное удаление данных налоговым инспектором или сбой программы, в которым столкнулись многие бухгалтеры в начале 2019 года.
Как бухгалтеры реагируют на требования
Подготовлено по материалам группы ВКонтакте «Бухгалтерия.ру». В целях обеспечения анонимности пользователей, мы внесли корректировки в тексты и удалили ники.
От имени редакции Бухгалтерия.ру хотим поблагодарить всех участников группы. Ваши ответы, советы помогут тем, кто еще попадет в аналогичные ситуации.
Все началось с вопроса.
Поделитесь, пожалуйста, опытом. Мы получили требование из налоговой по декларации по НДС. Нам пишут, что в декларации неверно указан ОКТМО. Проверили ОКТМО. Все верно. Позвонили в налоговую. Нам ответили, что требование сформировано автоматически и мы ввели ОКТМО не из справочника, а с клавиатуры. Нам предложили сдать корректировку с этими же данными. НО мы абсолютно точно ввели ОКТМО, как обычно, из справочника. Вопрос: сдавать корректировку или написать, что первоначальные данные верные?
Участники группы Бухгалтерия.ру помогают коллеге
У меня тоже было требование о не верном ОКТМО. Позвонила в налоговую ответ бесподобный: у вас не верный ОКМО, пересдавайте с верным. На вопрос, а какой верный код, ответили мы не знаем, ищите сами. Позвонила на следующий день. Инспектор сказала, что у нас программа уже очень многим выставила такие требования. А почему программа так решила никто не знает. Ну в общем на требование я ответила, что при анализе данных в декларации ошибок и противоречий не выявлено и код ОКТМО указан в соответствии с классификатором.
Я летом сдала корректировку по РСВ за 2018 г. Теперь ИФНС не может привязать к ней оплаты за 2018 г. Выставляют пени. На мой очередной звонок ответили, не можем ничего, кнопка , программа по всей России. Руками не залезть. И всё. Делай, что хочешь.
Такая же история, полтора года искали налог: кучу писем написали, пятьсот раз платёжки отправляли, в казначейство звонила два раза, инкассо эту сумму списывали, пени начисляли и нашли наконец-то! Нервы год мотали.
Это автоматом идет рассылка. Ни в коем случае не отправляйте уточненку, чтобы не увеличить срок камеральной проверки. На требование напишите отчет, что ОКТМО указан верно и оснований для корректировки нет.
Если есть требование, то на него нужно ответить. Напишите, например так: «при повторной проверке декларации по НДС расхождений и ошибок не выявлено, сдачу корректирующей декларации считаем нецелесообразным»
Мы отвечали так: сделали скрин с Сайта налоговой с указанием ОКТМО, далее написали, что ОКТМО в сданных декларациях соответствует информации на официально сайте ФНС, если были изменения просим сообщить. Уточнения в декларации не требуются.
Отклоняйте требование и шлите их.
У меня было такое же требование, ответила, что в налоговой декларации по НДС ОКТМО указан верный. Больше никаких писем по этому вопросу не было.
Бывает по два раза одинаковые письма пишешь по одному и тому же требованию с разными номерами, звонишь, отсылают от одного специалиста к другому, письменно ответишь, разложишь все подробно с приложением документов, начинают разбираться.
Как наладить общение с налоговой
Сформируйте для себя правила, которые помогут формализовать общение и сделать из него доказательную базу в случае проверки и последующих претензий со стороны ИФНС.
Общайтесь с ИФНС в письменном виде
Лучше всего, если ваше общение с ИФНС будет задокументировано письменно. В случае развития ситуации не в вашу пользу, вы не сможете доказать свою правоту, сославшись на телефонный разговор с инспектором.
Записывайте ФИО инспектора
При любом обращении в ИФНС по телефону, представляйтесь сами и просите инспектора представится.
Проверяйте информацию, указанную в требовании
Ошибиться может любой. Бухгалтер не исключение. Если налоговая пишет о неверном ОКТМО, обязательно проверьте.
Оцените риски, которые у вас появляются в связи с требованием от ИФНС
Помните, что неуплата налогов или несдача декларации может привести к блокировке счета. А требование о предоставлении документов, сведений, всего лишь, к штрафу по статье 126 НК РФ. Минимум это 200 рублей Максимум 10 000 рублей.
Также по теме: Выездная проверка: не игнорируйте запросы ИФНС
Запрашивайте Карточку расчетов с бюджетом
С помощью Карточки, вы сможете проверить, как ваши перечисления отражены на ЛС налогоплательщика. Это нужно делать всегда, если требование связано с уплатой налогов и ОКТМО.
Если вы действительно указали неверный ОКТМО, на нем будут отражены уплаченные вами налоги. А на верном ОКТМО образуется недоимка и налоговики начислят пени и штрафы.
Если в декларации и платежке у вас будут ошибочно указаны разные ОКТМО, программа налоговой покажет недоплату по одному ОКМТО и переплату по другому.
Отвечайте на каждое требование
У вас есть 5 дней для того, чтобы подготовить ответ. Не торопитесь.
Поменьше эмоций в общении с налоговиками
Чем меньше эмоций будет в вашем ответе, тем выигрышнее ваша позиция. В вашем ответе должны быть приведены факты и хронология событий, чтобы инспекторы могли быстрее разобраться в проблеме и не выслали новое требование.