Дорогие читатели! Мы подобрали для вас обзор из актуальных вопросов по аудиту и статистической отчетности с ответами от наших экспертов.
Вопрос 1. Штраф за непроведение аудита
Коллега утверждает, что непредставление в орган статистики аудиторского заключения, если проведение аудита обязательно, грозит штрафами по статье 13.19 КоАП РФ. Так ли это?
Аудиторское заключение – официальный документ, содержащий мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
Статья 13.19 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает ответственность в отношении первичных статистических данных – за их непредставление, несвоевременное представление либо представление недостоверных данных.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, составляющие предмет регулирования Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (вопрос 6 Обзора судебной практики ВС РФ за первый квартал 2013 года, утв. Президиумом ВС РФ 03.07.2013).
На основании Закона № 282-ФЗ (п. 7 ст. 2) первичные статистические данные представляют собой:
- документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения, получаемую от респондентов;
- информацию, документируемую непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения, включая административные данные.
Административные данные – это информация, получаемая уполномоченными органами или организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций.
Как видно, аудиторское заключение не относится к источникам первичных статистических данных. А значит, его непредставление под действие статьи 13.19 Кодекса об административных правонарушениях не попадает.
Росстат письмом от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ разъяснял, что непредставление аудиторского заключения влечет ответственность по статье 19.7 Кодекса об административных правонарушениях.
Читайте также «Аудиторское заключение в статистику обязательно?»
Вопрос 2. Обязательность форм статнаблюдения
Законен ли штраф по статье 13.9 КоАП РФ за непредставление формы в отдел статистики? Постановление Росстата, ее утвердившее, в Минюсте России не зарегистрировано.
На статотчетность действие пункта 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» не распространяется.
Дело в том, что форма статистического наблюдения считается техническим актом, не подлежащим представлению на госрегистрацию (пп. «г» п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88).
Верховный Суд РФ решением от 05.03.2014 № АКПИ13-1261 подтвердил, что приказ Росстата об утверждении формы федерального статистического наблюдения не относится к нормативным правовым актам, подлежащим регистрации в Минюсте России.
Ответы на вопросы, содержащиеся в этих формах, представляются во исполнение требований федеральных законов, а не предписаний самой формы. Подробности – в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 по делу № А13-8928/2016.
Читайте также ««Нулевую» статотчетность можно заменить»
Вопрос 3. Обращение в ИФНС
Мы направили запрос в налоговую, прошло уже три недели, а ответа нет. Когда нам должны ответить?
Ответ должен быть дан через 30 календарных дней с момента получения запроса.
Однако заместитель руководителя инспекции в определенных случаях может продлить этот срок до 60 календарных дней.
О причинах продления срока налогоплательщик должен быть проинформирован (п. 4.3.2 Регламента, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).